"Интеррос", финансировавший врагов Говорина на прошлых выборах, поможет ему на следующих
Ноябрь - вроде бы месяц неурожайный для всех отраслей народного хозяйства, за исключением разве что службы психиатрической помощи. Но он поему-то оказался чрезвычайно богат на экономические события. Так, англичане объявили начало нового века в Иркутской области - Ковыктинский газовый проект, тормозившийся многие годы, рванулся вперед.
До подачи газа остались, чуть ли не считанные месяцы. Впрочем, о том, что международное технико-экономическое обоснование по Ковыкте подписано всеми участниками (за исключением разве что злополучного "Газпрома") - "РУСИА Петролеум", КННК (Китай) и КОГАЗ (Корея) - раструбили уже все СМИ Иркутской области и даже некоторые центральные.
Событие номер два в экономике региона - это консолидация позиций администрации области и "Норильского никеля" в вопросе лицензирования Сухого Лога. Газ и золото - элементы в общем-то несовместимые. Но не в иркутском варианте. Возможно, дальнейшая судьба этих двух месторождений взаимосвязана.
На такую мысль нас натолкнуло некоторое совпадение событий и лиц. Итак, Ковыкта. Потенциальные инвесторы и акционеры стоят на пороге больших событий и, соответственно, больших трат. Месторождение сложное, находится на окраине, где, кроме медведей, встретишь разве что редкого охотника. Чтобы запустить Ковыктинский газовый проект, нужно вложить $17 млрд. Денежки немалые. А если "РУСИА" будет продолжать привлекать деньги не только сторонних лиц, но и своих акционеров, да задумает с этой целью организовать очередную эмиссию акций, то возникает вопрос - кому нужны акции этой газовой компании? Итак, сегодня крупными акционерами "РУСИА" являются две компании - ТНК-ВР (62% акций) и холдинговая компания "Интеррос" (23%).
Потанинский "Интеррос" между тем уже навострился отойти подальше от Ковыкты. Его интересует все больше золотишко. Тем более, что есть неплохие шансы на самое крупное в России месторождение - Сухой Лог. В холдинге Владимира Потанина, между прочим, значится и "Норильский никель", претендующий на роль крупнейшей золотодобывающей компании России (впору уже переименовываться по типу "Норильский никель - Российское золото"). Разработка Сухого Лога стоит существенно дешевле Ковыкты - всего $1 млрд. Но тоже немало. Похоже, именно по этой причине Потанин решил продать свой пакет в "РУСИА". Сейчас цена на эти акции может быть максимальной - Китай очень хочет войти в проект в качестве акционера, а в ТНК и ВР этого, похоже, не хотят, так же как и в "Газпроме". Но ни ТНК-ВР, ни "Газпром" о своем намерении купить что-либо у Потанина не заявляют. Что на уме у главного газовика страны Алексея Миллера (РАО "Газпром"), неизвестно. Похоже, он и слышать не желает ни о какой Ковыкте. А вот Виктор Вексельберг со своими английскими товарищами игнорируют Потанина не случайно.
Дело в том, что ТНК тоже хочет заняться бодайбинским золотишком. Конторка небедная, а деньги, как известно, особенно сильно притягиваются именно к золоту. А зачем потенциальному конкуренту давать деньги? В "РУСИА" позиции ТНК и так сильны; конечно, можно было бы их еще усилить, "догнав" совокупный пакет до "непререкаемой" доли - 75% плюс одна акция в уставном капитале (таким образом можно провести абсолютно любое решение, не взирая на лица прочей акционерной братии). Но зачем суетиться, когда время работает на ТНК? Китайцы без одобрения англичан все равно пакет покупать не станут, так ведь недолго и на конфликт нарваться и полностью обломиться с ковыктинским газом. А "Газпром" пока безмолвствует. Поэтому, видимо, ТНК и не торопится реагировать на предложения Потанина. Там, глядишь, и вопрос по лицензии на Сухой Лог решится.
ТНК очень понравилась идея Минэкономразвития выставить это месторождение на аукцион, а не на закрытый конкурс (в нем бы однозначно победил "Норильский никель", поскольку у него в собственности находится ОАО "Лензолото" - главное предприятие Бодайбинского района). На аукционе наши олигархи будут выяснять, у кого портмоне толще. А если ТНК не купит у "Интерроса" пакет "РУСИА", то потанинский кошелек окажется на несколько десятков миллионов долларов тоньше.
Что делать в таком случае Потанину? Конечно, договариваться с властями о проведении закрытого конкурса на Сухой Лог. С федеральными прийти к согласию трудно, там уже есть с кем соглашаться, с тем же Дерипаской, например, тоже участвующим в битве за металл. Поэтому Потанин решил договориться с губернатором Иркутской области Говориным.
У Говорина в этой ситуации тоже выбора практически не было. С одной стороны, у него крепкие контакты и с Дерипаской, и с Вексельбергом. Потанин здесь очень им уступает по своему влиянию на Говорина. Но класть все яйца в одну корзину политически недальновидно. Это, вероятно, послужило одной из причин сближения областных властей с "Интерросом", некогда финансировавшим врагов Говорина на выборах в губернаторы области. Кроме того, Говорин не заинтересован в замедлении реализации Ковыктинского и Сухоложского проектов. Ведь, как он уже много раз говорил, "экстенсивные факторы роста экономики в Иркутской области уже исчерпаны. Нужны новые проекты". Короче, если уже в ближайшее время не начнут разрабатываться крупные месторождения, Говорину нечего будет предъявить жителям области и федеральным властям на следующих выборах (2005 год). Шансы получить право на третий срок губернаторства у Говорина очень высоки, но без экономического позитива, причем очень серьезного, пройти на это место он не сможет. А ТНК со своими ресурсными играми - затягиванием вопроса покупки акций у "Интерроса" - может нарушить все планы Говорина. Так же как и старания алюминщиков по оттягиванию срока выставления Сухого Лога на продажу.
Экая штука эти политэкономические игры.