Незаконные врезки в трубопроводы угрожают экономической безопасности
По итогам первого полугодия 2011 года среднемесячное число криминальных врезок в магистральные нефте- и продуктопроводы системы «Транснефти» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось – примерно на 16%. Прогноз на 2012 год также «понижающий». Несмотря на это, новые врезки регистрируются практически каждый день, цитирует «Финам.инфо» независимого эксперта рынка ТЭК Дмитрия Парфенова.
Объемы воровства фантастические, по оценке экспертов, наиболее достоверной считается цифра в 2-3% от общего объема прокаченной нефти. При таком воровстве прибыль криминалитета составляет миллиарды рублей. В одном из самых проблемных регионах – Дагестане – ежегодные потери от воровства нефти в нефтепроводе Баку – Новороссийск (мощность 5 млн тонн в год) в «Транснефти» оценили в десятки миллионов долларов. В Иркутской области подпольный мини-завод, к которому был проведен шланг от криминальной врезки, был возвращен следователем его владельцу после переименования в документах в "установку по утилизации углеводородного сырья".
Но первично все-таки не это, главная проблема - в регионах существуют сильно развитый рынок криминальной нефти, который включает в себя и воровство, и переработку, и транспортировку, и сбыт. Который делает это всё супер рентабельным и позволяет региональным лидерам ничего не делать, чтобы пресечь криминал. Лица, пойманные за воровством нефти и нефтепродуктов, чаще всего не попадают под суд или отделываются условными сроками. Много лет не решается перезревший вопрос о внесении в Уголовный кодекс статьи о повреждении трубопроводов. Сейчас это некое «иное хранилище», хотя расходы на устранение криминальной врезки оцениваются от 50 до 150 тыс. рублей, а плохое «качество» самих врезок регулярно приводит к разливам нефти, в которых обвиняют трубопроводную монополию. Одна из самых крупных катастроф произошла в Ульяновской области в 2005 году, когда на землю вылилось около 1000 тонн нефти.
Воровство нефти превратилось в хорошо организованный, высокотехнологичный бизнес, в котором задействовано множество людей и современной техники, огромные капиталы. Мини-завод по переработке нефти может стоить от €300 тыс. до €800 тыс. Отводы стали делаться на несколько сотен метров и даже на километры. Причем выполняются эти отводы из пластиковых шлангов высокого давления, которые не обнаруживает стандартная аппаратура. Каналы для отводов строятся методом наклонного бурения на глубине до 3 метров.
Обнаружить такую врезку можно только целым комплексом современного оборудования, которое постоянно изучается и вводится в эксплуатацию. На сегодня основные хищения нефти и нефтепродуктов через врезки приходятся на Дагестан, Ханты-Мансийский АО, Пермский край, Самарскую, Ленинградскую и Иркутскую и Ярославскую области. Можно ожидать активизации криминальных структур после пуска второй очереди нефтепровода ВСТО. Нефтепровод проходит совсем рядом с китайской границей по малонаселенным местам.
Сейчас в этом регионе, к примеру, нелегальный экспорт леса в Китай оценивается в 25% от общего объема экспорта. Масштабы воровства и сопутствующая этому коррупция уже приняли размеры, угрожающие экономической и социальной безопасности государства.