Китайские сети опустошают реки
Водоемы Иркутской области истощены, а их дно и берега захламлены китайскими сетями, которые не гниют в воде годами. Рыболовы бьют тревогу – если не ввести запрет на продажу дешевых и всем доступных орудий беспощадного лова, рыба в водоемах Приангарья просто исчезнет.
В настоящее время готов законопроект о любительской рыбалке в РФ. В нем после неоднократных высказываний и обращений рыболовов-любителей был прописан запрет на продажу и применение сетей в рыбной ловле. Не исключено, что он будет введен уже в 2012 году. Сейчас нормативный акт находится на рассмотрении правительства РФ.
В наших водоемах ежедневно стоит до двух тысяч сетей. И если раньше браконьеры «плавили» сети ночью, подальше от города и дорог, чтобы, не дай Бог, не увидели, то сейчас средь бела дня закидывают сети, лодки идут одна за другой прямо под носом инспекторов рыбоохраны
Как ни парадоксально, сегодня в магазинах и на рынках можно свободно купить браконьерское орудие лова – сети. Рыбаки отмечают, что не все они опасны для водоемов и их обитателей.
Наибольший урон наносят именно китайские сети, сделанные из мононити.
Они менее видны, рыбе проще запутаться в таких сетях.
– Однако китайские сети очень дешевые, – говорит член иркутского клуба рыболовов-любителей «Поплавок» Анатолий Кочетков. – Они стоят в пределах 100–150 рублей, поэтому доступны всем. Сегодня дело дошло до того, что даже не рыбаки, а просто отдыхающие считают своим долгом купить сети, выехать на шашлыки и поставить сети в водоем. А потом они или забывают о них, или погода портится, или же просто лень вытаскивать. В итоге водоемы постепенно захламляются. Вокруг Иркутска все забито китайскими сетями.
В 2009 году был введен запрет на ввоз китайских сетей в Россию. Но продажа не запрещена, и сегодня все равно можно спокойно найти браконьерское орудие лова в магазинах или же на рынках. Часть сетей, видимо, как-то провозят через Забайкальскую таможню, а часть китайцы плетут в России, наладив производство. Заместитель начальника территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Ринат Енин заметил, что ситуация после введения запрета на ввоз несколько улучшилась – сети стали дороже. Но проблема все же осталась.
– Вал использования китайских сетей начался лет десять назад, – добавил рыболов-любитель Андрей Рыбаков. – И с каждым годом к этому орудию лова обращаются все чаще. В советские времена все-таки рыбоохрана хорошо работала – в нерестовый период к ней подключали студентов, добровольцев. Сейчас привлечь молодежь очень сложно. И постепенно народ понял, что использование дешевых китайских сетей совершенно безнаказанно. В наших водоемах ежедневно стоит до двух тысяч сетей. И если раньше браконьеры «плавили» сети ночью, подальше от города и дорог, чтобы, не дай Бог, не увидели, то сейчас средь бела дня закидывают сети, лодки идут одна за другой прямо под носом инспекторов рыбоохраны. Например, на Ушаковке в Иркутске ставят сети у всех на виду. И даже в нерест стоят браконьеры и цедят рыбу днем и ночью.
По словам Рината Енина, рыбоохрана постоянно проводит рейды, но не всегда хватает людей и техники. В 2011 году было выявлено 3 тыс. нарушений на водоемах, в основном касающихся незаконной добычи рыбы. Физические лица обычно штрафуются в размере 1–2 тыс. рублей. Таким образом, в Иркутской области было наложено штрафов на общую сумму 3 млн рублей. Взыскано сегодня 2,8 млн рублей. Кроме того, браконьерам предъявляются иски за незаконно добытую рыбу по утвержденному тарифу. Например, 10 омулей обойдутся рыбаку в 2,5 тыс. рублей. Всего за ущерб было предъявлено исков на сумму 887 тыс. рублей, из них взыскано 773 тыс. Изъято 5,4 тонны рыбы. В правоохранительные органы было направлено 28 материалов на возбуждение уголовного дела, четыре из которых по применению электроудочек.
– Сети – самое распространенное нарушение в Иркутской области, – заявил Ринат Енин. – При этом они наносят огромный урон водоемам и их экосистеме в целом. В основном сети используют на Байкале, Иркутском и Братском водохранилищах, а также в Ангаре и ее притоках.
В прошлом году было изъято 2 тыс. сетей или 106 км.
Но рыболовы сетуют, что этого мало – сетей используется намного больше. Анатолий Кочетков рассказал, как один рыбак прошелся на своем катере вдоль берега Иркутского водохранилища с крюком-«кошкой» и собрал более 8 км сетей.
– Мы тоже стараемся по возможности бороться с браконьерами, – заметил Анатолий Кочетков. – Но не всегда это удается. Сети ведь не заберешь, потому что прав нет. А понять, брошенная сеть или нет, сложно. К тому же мы, как правило, рыбачим с берега без лодок. Но спокойно смотреть, во что превращают браконьеры наши водоемы, тоже нельзя. Конечно, члены нашего клуба проводят беседы с рыбаками и отдыхающими, которые закидывают сети, объясняют им, к чему приводит такая рыбалка. Да этого мало. Мы предлагали нашу помощь инспекторам рыбоохраны в ловли браконьеров, но нам отказали. Хотя и это принесло бы немного толку. Нужен официальный запрет на продажу сетей из мононити.
Ринат Енин подчеркнул, что при рыбоохране действуют общественные инспекторы – внештатные сотрудники ведомства, которые также выезжают на водоемы совместно с госинспекторами с проверками. В добровольцы может записаться любой желающий, не привлекавшийся к административной или уголовной ответственности за браконьерство.
– Конечно, необходим закон, запрещающий продажу китайских сетей и применение их на водоемах, – высказал свое мнение Ринат Енин. – Законопроект о любительской рыбалке, который сейчас рассматривается, вводит запрет на продажу и применение сетей для рыбной ловли.
Правда, с исключением – сети могут продаваться индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам по выданным разрешениям на добычу водных биоресурсов, а также отдельным рыбакам-любителям по именным разрешениям. Законопроект планируется внести на рассмотрение Государственной думы РФ уже в феврале-марте этого года.