Меры по совершенствованию антикоррупционного законодательства
С коррупцией должны бороться правоохранительные органы: милиция, прокуратура, ФСБ.
Между тем коррупция проникла в эти органы и следствием этого является бездействие органов внутренних дел, укрывательство преступлений, заказные уголовные дела против конкурентов, неугодных власть имущим лиц, оппозиции правящему режиму и т.д.
Коррупция так же очень сильна в судах. Если суд коррумпирован, то усилия правоохранительных органов по изобличению преступника, нередко бывают тщетными. В то же самое время в суде проходят заказные дела и неправосудно осуждаются невинные люди, в том числе и по политическим заказам правящего режима. Выносится масса незаконных решений по гражданским делам.
У людей выработалось стойкое недоверие к государственным правоохранительным органам. Часто люди попросту боятся обращаться с заявлением о преступлении, в том числе и коррупционном, опасаясь, что в итоге привлекут их самих за клевету или заведомо ложный донос. Из-за коррумпированности правоохранительных органов и правосудия падает гражданская активность населения в изобличении преступников, в защите своих прав, растет уровень недовольства населения, чреватый последующим открытым выражением протеста на площади, социальными потрясениями, нестабильностью государства. Нестабильность государства влечет отток капитала, снижение инвестиций и соответственно уровня жизни и дальнейший рост социального напряжения.
Но если сократить уровень коррупции в милиции, прокуратуре, ФСБ и суде, он автоматически сократится во всех остальных сферах.
Как это сделать?
Практически невозможно поймать взяткодателя и взяткобрателя, если они добросовестны по отношению к друг другу. Взятка - дело более интимное, чем секс. Так же практически невозможно доказать политический или экономический заказ: убрать оппозиционера или конкурента. А так же не мешать кому-то осуществлять какую-то незаконную деятельность. Но в итоге сотрудник правоохранительных органов , получая взятку или выполняя незаконную волю руководства или иных власть предержащих лиц, совершает преступления, попадающие под толкование следующих статей УК РФ:
Статья 299. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.
Статья 300. Незаконное освобождение от уголовной ответственности.
Судья, получая взятку или исполняя чью то незаконную волю, совершает преступление, попадающее под статью:
Статья 305. Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
Эти три статьи УК РФ практически не работают. Ежегодно в РФ незаконно осуждаются тысячи людей, и еще больше незаконно уходит от ответственности. В судах выносятся многие тысячи неправосудных приговоров, решений и иных судебных актов. А количество возбужденных дел по этим статьям измеряется десятками. То есть на два порядка ниже. Реально менее одного процента. А фактически любое уголовно наказуемое деяние, по любой статье УК РФ, обстоятельства которого стали достоверно известными правоохранительным органам, если по нему не будет исполнено законное производство: расследование, суд, вынесение законного приговора, обязательно влечет действия следователя, прокурора или судьи, попадающие под толкование этих статей. Кроме этого есть масса заведомо незаконных решений по гражданским делам.
Тот факт, что в правоохранительных органах есть немало оборотней в погонах, которые используют свою власть для рейдерства, и других криминальных схем обогащения не секрет. Если Ваш бизнес приглянулся крутому пацану в погонах, то Вам пора сушить сухари…
За соблюдением закона обществом надзирают правоохранительные органы и суды, и они же надзирают за соблюдением закона собой. И это является первопричиной того, что они плохо надзирают за соблюдением закона и обществом и собой. У них в руках палка с одним концом, поэтому все так плохо. А когда закон не работает, государства нет, есть просто территория, населенная людьми, которые уже никому не подчиняются. Нет закона - нет государства - нет власти. Власть у человека с ружьем. Коррупция в силовых структурах - это реальная угроза безопасности государства и самой власти, ведь вооруженный человек, облеченный властью, который привыкает за деньги или в угоду лицам, облекшим его властью, нарушать закон, безнаказанно попирая права граждан, может шагнуть дальше... Кроме этого, беспредел правоохранительных органов и отсутствие правосудия провоцируют рост социальной напряженности.
На бездействии статей 299, 300, 305 УК РФ зиждется бездействие практически всех законов РФ. В итоге: «строгость российских законов компенсируется их неисполнением».
Предлагается дополнить статью 83 УК РФ. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда следующим пунктом 5. «К лицам, совершившим преступления против правосудия, предусмотренными статьями «299», «300», «305» настоящего Кодекса сроки давности не применяются.»
При введении такого дополнения, уровень коррупции в правоохранительных органах и судах сократится на порядок, а в остальных сферах государства в разы. Свое положительное воздействие на укрепление законности и снижение уровня коррупции это дополнение окажет сразу. Все сотрудники правоохранительных органов и судьи сразу усилят свое внимание к соблюдению законности в своих решениях. Мало кого прельстит даже малейшая, даже самая ничтожная перспектива быть привлеченным к уголовной ответственности на старости лет, когда уже нет служебного иммунитета и просто физических сил. Служащие других государственных органов, тоже поймут, что теперь станет неимоверно трудней развести в органах или суде и уйти от наказания, если совершил коррупционное преступление, и станут более сдержаны в вопросах нарушения закона. Повышение вероятности наказания действует значительно эффективней, чем усиление наказания. Под действие дополнения статьи 83 УК РФ попадет какое-то количество людей. Сколько?! 45000 человек – работает в прокуратуре ( не все прокуроры), 21000 человек работает в Следственном комитете ( не все следователи), 54000 человек численность следователей МВД, 30000 человек – судьи РФ. Итого менее 150000 человек. Это все грамотные люди с высшим юридическим образованием, которые облечены полномочиями по защите закона. И если вместо этого они занимаются преступной деятельностью, ломают чьи то судьбы путем незаконного преследования или отказа в должной защите от преступников, то есть фактически вредят государству, используя свое положение и полномочия, которыми их же государство и наделило, то их вина перед обществом не менее тяжкая, чем по статьям 353, 356, 357 и 358 УК РФ. Работа в правоохранительных органах и в судебной системе уже давно превратилась в привлекательный бизнес. Реальные проходимцы реально инвестируют огромные деньги в трудоустройство в этой сфере и в дальнейшую карьеру. Если поправка в ст. 83 УК РФ будет внесена, произойдет последовательное самоочищение системы. От 150000 человек зависит уровень коррупции в 150 000 000 российском обществе, из которого каждый год уезжает за рубеж около миллиона самых грамотных продвинутых людей, которые не видят будущего в этой стране, для себя и своих детей. Неимоверно высокий уровень коррупции, правовой беспредел правоохранительных органов и судов является одной из важнейших причин.
Ущерб, который коррупция наносит социально-экономическому развитию России, исчисляется триллионами рублей в год. Такое мнение высказала "Росбалту" профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Елена Румянцева.
По ее мнению, смерти людей от травм на дорогах, самоубийств, отравлений, нарушения техники безопасности на производстве, при пожарах происходят в том числе по причине недостатка госконтроля из-за коррумпированности чиновников. Людские потери из-за этих причин в России составляют около 300 тыс. человек в год. Это в два раза больше чем число следователей, прокуроров и судей в России, которых коснется дополнение статьи 83 УК РФ.
В РФ есть масса антикоррупционных комитетов и организаций разных уровней. Как известно сегодня многие борцы с коррупцией, за нее же и сидят. Чем больше различных антикоррупционных комитетов и организаций, наделенных различными полномочиями, тем больше коррупции. Как говорится, с чем боремся, то и имеем… Не нужны организации и особые подразделения. Нужно, чтобы законы работали. Это дополнение, которое не требует затрат бюджета, заставит работать законы лучше.
Ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 миллиардов. Об этом сообщил член президиума Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. По его словам, самая дорогая - политическая коррупция, судебная и коррупция в силовых ведомствах, причем в ФСБ и Прокуратуре взятки больше, чем в МВД.
Ущерб от коррупции измеряется меньшей суммой: Суммы финансовых потерь, которые понесла Россия из-за коррупции только за первое полугодие 2009 года, названые главой СКП. По данным Александра Бастрыкина, размер ущерба от коррупции (по обвинительным заключениям) составляет 896 млрд. 59 млн. 774 тыс. рублей.
На самом деле ущерб экономике РФ значительно выше официальной цифры. Так при рейдерских захватах отнимается бизнес у тех людей, которые его построили, которые видели пути дальнейшего развития, планировали это развитие. Рейдеры, отняв бизнес, обычно стараются быстро вытащить деньги. Лучше наличные. В итоге какое-то высокорентабельное предприятие просто закрывается, пилится на части, рабочих увольняют, активы распродают. Даже если настоящие владельцы спустя несколько месяцев или лет доказывают свое право собственности, урон на самом деле в несколько раз превышает официальные цифры. А урон в рейдерском захвате это не только суммы хищения и недостач, которые попадают в официальные сводки, но и недополученная прибыль в результате парализации предприятия, и недополученные государством налоги, и не привлеченные инвестиции, не создание, а сокращение рабочих мест.
Кроме этого людей, которые обладают предприимчивостью, способны творить, организовывать бизнес, создавать рабочие места, не такой и большой процент населения. И когда их бьют по рукам, руки опускаются. Те, кто поднялся и смог наладить какой-то реальный бизнес, зная, что могут в будущем подвергнуться рейдерскому захвату и потерять все, в том числе и свободу, при появлении возможностей инвестируют деньги за рубежом. В итоге мы ищем выход из кризиса. А снижение уровня коррупции будет реальной антикризисной мерой, которая может дать прирост ВВП на значительно большие суммы, чем официально озвученные суммы ущерба от коррупции.