Предвыборное рыцарство по-чунски
Муниципальные выборы в Иркутской области всё больше удивляют примитивизмом используемых технологий. Например, в пос. Чунский страсти творятся такие, что сегодняшним участникам борьбы за стул местного главы впечатлений хватит ещё не на один год. Да и самим чунарям тоже.
Чуна - действительно забытый Богом и вышестоящими властями уголок, который задыхается в собственных проблемах и варится в собственном же соку. Здесь нет сколь-нибудь значимого производства, или т.н. градообразующего предприятия, нет объединяющей людей идеи (что само по себе для маленького населённого пункта как минимум странно), нет толкового лидера.
Маленький посёлок, который самым неспешным шагом можно обойти за какой-то час, по уши погрузился в избирательную кампанию. Здесь, совсем прямо как в Нижнеудинске, не спорят про Путина и Зюганова, не упоминают Прохорова и Миронова, потому что своя рубашка ближе к телу. В скорое воскресенье чунари будут выбирать главу посёлка, и это, судя по всему, их волнует гораздо больше. До будущего Царя им всё равно не достучаться, а вот с местного главы спросить можно запросто.
А спрашивать есть за что. И за дороги, и за уличное освещение, и за преступность, и, естественно, за ЖКХ. В общем, стандартный набор бед и горестей. Только где-то эти проблемы решаются хоть как-то, а в Чуне … ну будто проклятое место! Или у чиновников руки не оттуда растут.
О банальностях типа хилого донельзя бюджета, из которого выловить что-то на решение насущных вопросов более чем затруднительно, упоминать вроде как и неприлично. Таким образом, сегодня Чуна являет собой образец того чемодана без ручки, что является непосильной ношей.
Однако же, вопреки всякому здравому смыслу, желающих вывести посёлок из коллапса, поднять его с четверенек и поставить хотя бы на колени, оказалось слишком много. Они (о безумцы!) готовы в течение пяти лет быть проклинаемыми обывателями за бездеятельность, за воровство, за продвижение личных интересов и за невыполнение предвыборных обещаний. Видит Бог, героизм сей, конечно, обусловлен главным образом искренним беспокойством за нелёгкую судьбу родного Чунского края.
Поэтому избирательная кампания напоминает добрый российский триллер, в котором нашлось место и элементам детектива, и любовным интрижкам, и нескончаемой борьбе добра со злом. Повышенное внимание уделяется, конечно, состязанию добра и зла. Образцом этого зла являются сами кандидаты. Все до единого, причём. Одновременно с этим они же олицетворяют и добро.
В глазах всякого из них именно он и есть тот сказочный рыцарь, что намерен при активной поддержке народонаселения уже в ближайшее воскресенье раз и навсегда разделаться со злом. А зло, по его мнению, – это соперники. Про каждого кандидат готов рассказывать бесконечно долго, воодушевлённо смакуя их недостатки и фрагменты личной биографии. Естественно, на их фоне сам он – чуть ли не посланник небес.
Одним словом, избирательная кампания строится исключительно на вываливании друг друга в грязи. Расхожий лозунг про «честные выборы» в Чуне, как и в целом по стране, никто не слышал. Но интересно за всем этим наблюдать только со стороны. Сами же чунари и безо всяких выборов знают кандидатов как облупленных. Знают всё и обо всех.
Поэтому задушевные нашёптывания одного кукловода, стоящего за спиной претендента на пост главы о том, что некий кандидат, оказывается, педофил, понимания у народа не вызывают. «Мы же знаем его с рождения, и всё о нём знаем, - отвечают люди. – А вот ты, между прочим, сам от жены бегал в 90-х годах!»
Примерно так. В этом контексте больше всего прилетает, конечно, действующему главе Виктору Савельеву. Сразу после избрания в 2007 году (говорят, что прошёл в главы на протестной волне) он начал бесконечные войны с районной администрацией и Думой. А сам при этом утверждал, что за ним ходят по пятам, сшибают косяки и не дают денег. За свои отчёты о проделанной работе Савельев получал от депутатов и населения стабильные «двойки». В общем, скучно ему не было.
Чунари говорят, что Савельев – достаточно одиозная фигура, склонная к экстравагантным решениям. Здесь к месту вспомнить его весьма нестандартный ход: когда распределялись средства пресловутого «Народного бюджета» (помните, был такой предвыборный ход «Единой России»?), чунский глава решил вдруг обложить тротуары бордюрным камнем. Народ возмутился: мол, у нас других проблем нет что ли?! Кто-то усмотрел в этом решении ярко выраженную коррупционную составляющую. В конечном счёте, районная власть распорядилась «НарБюджетом» по своему усмотрению.
А сам Савельев, победивший на прошлых выборах как кандидат от «Справедливой России», теперь идёт под флагом партии Жириновского.
Не меньше достаётся и Михаилу Красникову. Он был предшественником Виктора Савельева на посту главы Чунского. Утверждают, что на работе он появлялся в среднем раз в пятилетку (или реже), особой активностью не страдал. Сейчас ему около 60 лет, а пять последующих он намерен посвятить решению тех проблем, что остались незамеченными в тогдашний период его правления. Всё бы ничего, да только стоит за этим кандидатом местный, как его называют, коммунальный барон по фамилии Токарев.
Он – руководитель ООО «Центральная котельная». И ещё является руководителем ООО «Центральная котельная». Почему-то в Чуне два предприятия носят одно и то же имя. И босс там один. У них только ИНН разные. И ещё они выставляют потребителям разные счета на оплату электроэнергии. На разные суммы. Причём, расценки одного ООО «Центральная котельная» вполне соответствуют тем, что установила служба по тарифам Иркутской области. А вот стоимость услуг второго ООО чуть ли не в половину выше.
В результате полетели из Чуны заявления в прокуратуру, антимонопольную службу и прочие ведомства с просьбами навести порядок. У Токарева, как говорят, есть вполне конкретное стремление принять в свои заботливые руки остатки систем жилищно-коммунального хозяйства.
У самого отчего-то не получилось выдвинуться в главы, хотя такие поползновения были. Поэтому известную помощь может оказать Михаил Красников, на стороне которого активно и выступает Фёдор Токарев.
Самой нестандартной фигурой избирательной кампании является некий Константин Шамшур. 40-летний предприниматель семь лет назад затащил в район сотовую связь, которую и курирует сегодня. До недавнего времени исполнял обязанности председателя районной Думы. В народе его называют «меценатом и просто неравнодушным человеком». Наверное, потому, что построил у своего офиса детский городок. Он - завсегдатай всевозможных Интернет-форумов. В окружении одного из оппонентов Шамшура небезосновательно обвиняют в том, что тот не вполне цензурно высказывается на форумах. И цитируют его в местных газетах. Причём разоблачительный газетный текст отчего-то написан отнюдь не пушкинским стилем.
Нетипичность Шамшура, однако, не в том вовсе, что он общается с народом в Интернете (ну и что? Медведев тоже в Твиттере живёт!), а в том, что из-за него в областном отделении «Единой России» недавно разгорелся громкий скандал. Когда региональная конференция «ЕР» уже назначила Шамшура своим выдвиженцем, а пресс-служба «партии власти» даже распространила эту информацию, тот неожиданно отказался от поддержки и пошёл собирать подписи. И направился в пресловутый мэрский стул уже в качестве самовыдвиженца. Единороссы только повозмущались: «Вечно в этой Чуне чего-нибудь отчебучат!»
Народ о решении кандидата биться самостоятельно отозвался с уважением, хотя и раздавались голоса: мол, понятное дело, партия рушится, и под её знамёнами идти в главы – себе дороже. Шамшур парирует: «Я от «ЕР» не отворачиваюсь, но моя партия – это чунари!» При этом более чем усердную поддержку кандидату оказывает районная власть. На сугубо эмоциональном уровне. И, в отличие от конкурентов, этот не склоняется к тому, чтобы обсуждать их личности на встречах с избирателями.
Перед чунарями тем временем мелькает калейдоскоп лиц кандидатов, которые преданно смотрят с плакатов и баннеров. Почему-то чаще всего на них встречается слово «Надёжность».
Хотя, по большому счёту, напраслина всё это. Чтобы одержать на выборах уверенную победу, главному кандидату достаточно привести на избирательные участки всего лишь родственников и друзей. И ещё, как вариант, желательно иметь как можно меньше врагов. Чем похвастать может не всякий из них.