РепринтЪ: Русская православная церковь опять села в лужу
10 лет назад Бабр писал:
"В начале 2002 года произошло совершенно непримечательное событие - папа римский Иоанн Павел II переименовал апостольские администратуры в России в епископаты. Казалось бы, сугубо внутреннее дело католической церкви вызвало, тем не менее, грандиозный скандал в Русской православной церкви.
Сначала особы, приближенные к патриарху, а затем и сам патриарх всея Руси заявили, что подобный провокационный шаг католической церкви ведет к еще большему разрыву в отношениях и - о боже - еще больше отдаляет вероятную встречу Алексия II с папой римским.
Надо заметить, что Алексий обещает подумать над предложением папы о встрече уже много лет, и до сих пор вместо вразумительных ответов лишь находил всевозможные причины, чтобы этой встречи не произошло - то храм Христа-спасителя достраивать надо, то христианству 2000 лет исполнилось, а то вот администратуры в епископаты переименовались…
Первый же вопрос, который возникает при ближайшем рассмотрении этой истории - а в чем, собственно, проблема? Даже в царские времена, когда Священный синод входил в структуру государственной власти, внутренние дела конфессий, пребывание которых было разрешено на территории Российской империи, всегда оставались их внутренними делами. И уж как называть свои подразделения - они всегда решали сами. Между прочим, и сейчас никого почему-то не волнует, как называются структурные подразделения у евреев, мусульман, буддистов… а вот католики почему-то взволновали всю Россию.
Ну а после 1917 года и по сей день в России церковь отделена от государства. Если кто-то вдруг забыл, что это означает, напоминаем: государство не вмешивается в дела церкви, церковь не вмешивается в дела государства. Однако у этого положения существует и еще один маленький ньюанс - все религиозные конфессии на территори России имеют равные права. А это значит, что католики могут точно так же возмущаться изменением названий православных епархий, если, конечно, подобный бред им когда-нибудь придет в голову.
Так в чем же дело? По какому поводу весь ажиотаж? Давайте разберемся в этом вопросе досконально. Так сказать, с азов.
Когда православному святому, насильнику и убийце, равноапостольному князю Владимиру, стукнуло в голову окрестить языческую Русь, его в последнюю очередь волновали вопросы души и ее спасения. Владимиру был нужен сильный политический союз. У него был выбор - с юга Византия, управляемая константинопольским патриархом, с запада государства, подчиняющиеся папе римскому. И те, и другие были одинаково привлекательны для Владимира. Почему он выбрал Византию - это сугубо политический ньюанс и в большой степени элемент случайности.
Таким образом, Русь стала подчиняться константинопольскому патриарху, а Владимир огнем и мечом начал насаждать среди своего любимого народа православие. Которое, надо заместить, этому народу совершенно не сдалось. Ему, народу, и с Перуном неплохо жилось, и чужой еврейский бог интересовал его меньше всего.
Тем не менее Русь была окрещена и стала православной. И в те давние времена, и по сей день практически никто из россиян был не в силах ответить - а в чем разница между католиками и православными? У них Христос и у нас Христос. У них Баблия и у нас Библия. Они крестятся и мы крестимся. Правда, они почитают Мадонну, а мы - Богоматерь, но ведь это по сути одно и тоже. Ну да, Пасха у них почти на месяц раньше - существенное различие, не правда ли? О проблеме филиокве, например, подавляющее большинство православных даже не подозревает. И об остальных причинах расхождений между католиками и православными. А между тем образованное католическое сообщество давно уже поняло, что эти расхождения на самом деле не такие уж и большие, и что их можно было бы и игнорировать, и даже объединиться назад, в единую вселенскую христианскую церковь… Кстати, именно об этом, надо полагать, и хотел бы папа римский побеседовать с нашим патриархом.
Вернемся к истории. Католики для православных всегда были по другую сторону барьера, но никогда не были врагами. Да и трудно было ими быть - в состав Российской империи входили поголовно католические Польша, Западная Украина, Прибалтика… В России служили немцы, французы, итальянцы, которые исповедовали католическую веру. Царь Петр, прекрасно понимая, что католические монахи являются самой образованной частью Европы, сам приглашал их в Россию для обучения молодежи. Католические конфессии существовали без ограничений по всей России до 1917 года, и никто никогда не запрещал им именоваться как им было угодно. А после 1917 года католические священники наравне с православными отправились в лагеря и ссылки. И, к их чести, надо заметить, никогда не шли на сговор с большевиками и не предавали свою паству, в отличие от многих православных, включая патриарха всея Руси Сергия, заключившего в 1927 году позорный союз Русской православной церкви с НКВД и ОГПУ.
Так чем же вдруг помешали католики православным?
Причина первая. Приверженцы греко-католической церкви на Украине в последние годы активно возвращают себе церкви, до этого принадлежавшие либо светским структурам, либо православной церкви. Возвращают мирным путем, с разрешения государства и правительства. Возвращают те церкви, которые были у них в 1946 году отобраны и национализированы. Почему-то эти действия страшно волнуют русских православных…
Причина вторая. Православная церковь утверждает, что количество католиков на территории России микроскопично, и создание на этой земле четырех епископатов ничем не оправдано. Что же, давайте посчитаем. В России около 1 миллиона 500 тысяч католиков. Имеются в виду официально крещеные католики. Кроме того, существует совершенно неучтенная масса католиков, крещеных тайно, либо принадлежащих к традиционно католическим нациям и по каким-то причинам некрещеным. Из этих полутора миллионов примерно одна пятая часть активно посещает церковь.
С другой стороны, в России около 110 миллионов человек относят себя к православным. Именно относят - не факт, что они хоть раз при этом были в церкви. Не секрет, что начиная с постперестроечных времен православие стало просто модой. Так вот, из этого числа православных только 2% активно (т.е. чаще, чем раз в месяц) активно посещают церковь.
Это - официальные, совершенно открытые данные. А теперь возьмите калькулятор и посчитайте, каково соотношение католиков и православных, посещающих церкви, в нашей стране. Вполне достаточное, чтобы держать здесь не четыре, а четырежды четыре католических епископата…
Причина третья. Так называемое прозелитство. Православная церковь считает, что католики переманивают при помощи проповедей православных в католическую веру. Утверждение, прямо скажем, смехотворное. На наших улицах и в средствах массовой информации можно услышать чьи угодно проповеди - буддистов, кришнаитов, мусульман, иеговистов, адвентистов - но никак не католиков.
И, наконец, последняя, четвертая причина. Даже, собственно, не причина, а догадка. Русская православная церковь никогда не признает, что это - первая и главная причина ее неприязни к католической церкви. Однако эта причина настолько очевидна и лежит на поверхности, что не заметить ее может только слепой.
Католическая церковь сильна. Это факт. Она всерьез и целенаправленно занимается работой с людьми. Она следит за современным миром. Она принимает и развивает технический прогресс. Она создает благотворительные фонды и спасает от голода миллионы людей. Католическая церковь действительно сильный конкурент российскому православию. И именно в этом - первая и последняя причина.
Русская православная церковь просто боится, что у нее отберут кормушку. Ее доходы от крещений, венчаний, отпеваний, подаяния прихожан, пожертвования богатеев, не облагаемую налогами торговлю водкой, золотом, книгами… Она понимает, что не сможет всерьез противостоять умному и сильному противнику. И те позорные методы, которыми она пытается бороться с этим противником - еще один показатель слабости и бессилия этой церкви…"