Защитим ангарский остров Бабр!
В Иркутске на реке Ангаре в 1,5 км ниже плотины ГЭС есть островок под названием Бабр, поросший тополями, соснами, березами и ивами. Это маленький кусочек дикой природы, окруженный огромным городом.
Временами на нем ненадолго высаживаются рыбаки, пристают лодки с отдыхающими, все остальное время он «необитаем». Но в октябре 2010 г. все изменилось. На островок «пришла» частная фирма, занимающаяся разведением форели. Без какого-либо разрешения она стала хозяйничать здесь как у себя дома. Появились сооружения на берегу – что-то вроде сарая, туалет, а также целая цепочка причаленных к берегу понтонов, на одном из которых – жилая будка с телеантенной. Теперь здесь постоянно находятся люди. Две моторные лодки, одна из которых с аэродвигателем, частенько курсируют к правому берегу Ангары и обратно. Рев аэродвигателя разносится на километры.
Как это вторжение сказалось на диких обитателях островка и его окрестностей? Незамерзающий участок р. Ангары ниже плотины ГЭС входит в состав ключевой орнитологической территории международного значения (включает в себя также незамерзающий участок в истоке Ангары). Это крупнейшая в континентальной Азии "холодная" зимовка водоплавающих птиц. С 2000-х гг. большинство уток зимует именно на «городском» незамерзающем участке Ангары. Речь идет о гоголе (его численность на этой зимовке колеблется от 3,5 до 10 тыс. особей), крякве (140-360 особей), большом крохале (13-126). В период с середины января до конца марта большая часть уток держится на участке Ангары от плотины до о. Конный. Остров Бабр находится как раз на этом особо важном для зимующих птиц участке Ангары. Наличие здесь объекта, на котором постоянно находятся люди, и что еще важнее – регулярное использование этими людьми моторных лодок, оказывают сильное беспокойство на уток, мешают их нормальной кормежке. Шум от лодочных двигателей многократно в течение дня заставляет взлетать птиц на большом пространстве реки, перелетать на другие участки. Это ухудшает и без того очень суровые для водоплавающих птиц условия зимовки на реке Ангаре.
По моим наблюдениям, на о. Бабр в 2008-2010 гг. гнездились 1-2 самки среднего крохаля. В Иркутске и его окрестностях это единственное место его гнездования. Благодаря своей труднодоступности о. Бабр являлся своеобразным естественным "микрорезерватом", где, скорее всего, гнездились и другие птицы, отсутствующие на остальной территории Иркутска. Однако, из-за появления на островке людей в 2011 г. крохали на нем не гнездились.
Западно-байкальская прокуратура заинтересовалось фактом ни с кем не согласованного появления на острове рыборазводного хозяйства. В апреле 2011 г. общественный совет при прокуратуре среди прочих вопросов рассматривал на своем заседании и эту проблему. Я не ихтиолог, поэтому не берусь судить насколько опасно для экологического равновесия появление в Ангаре чужеродного вида – форели. То, что рано или поздно она сбежит из садков и окажется в реке – неизбежно. Мнение специалистов по поводу опасности вселения форели разделилось. Меня же беспокоит место дислокации этого хозяйства. Все присутствовавшие на заседании официальные лица признали, что «форелеводы» появились на Бабре без всякого разрешения. Иркутский мэр Виктор Кондрашев пообещал, что к осени 2011 г. рыборазводное хозяйство покинет островок, для него будет найдено более подходящее место.
Увы, этого не произошло. Напротив, за минувший год намного увеличилось протяженность понтонов, а на самом островке появилось сравнительно большое сооружение, вероятно, ангар для лодок. Штабеля досок позволяют предполагать продолжение застройки. Но и уже построенное не могло возникнуть без уничтожения если не взрослых деревьев, то подроста и кустарников.
Да и зачем коммерсантам по своей воле покидать Бабр? Другого столь привлекательного места не найти. Посторонних тут нет, проверяющие, если и появляются, то очень редко. Здесь тебе и работа и отдых, в тишине и покое, без лишних глаз. Трудно сказать, кому принадлежат сети, чьи поплавки видны на реке и выше и ниже и напротив острова. Но вполне возможно, что именно работникам обосновавшегося на Бабре хозяйства. Хуже того. Зимой 2011-2012 г. по вечерам на реке нередко раздавались ружейные выстрелы. Об этом мне рассказала жительница стоящего на берегу комплекса зданий «Красный квадрат». Наверняка стреляли по уткам. И удобнее всего браконьерничать именно с Бабра. Понятно, что по доброй воле «форелеводы» такое чудесное место не покинут. Городские власти должны были бы их к этому принудить. Похоже – не удалось. А может быть нет и желания этим заниматься? Кстати, мэр Виктор Кондрашов в апреле 2011 г. подчеркнул социальную значимость данного рыборазводного хозяйства. Конечно, иркутяне нуждаются в свежей рыбе. Однако, судя по всему, объем выращиваемого деликатеса будет весьма невелик, а его цена велика - бюджетникам не по карману. Хотя, с другой стороны, ведь не бюджетникам положено оценивать социальную значимость того или иного проекта.
Летом 2010 г. понтоны сначала базировались на Квадрате (огражденный искусственной насыпью участок акватории Ангары под плотиной), лишь после этого они переехали на Бабр. Вероятно, Иркутскэнерго «попросило» их съехать с подведомственной территории. Хотя именно здесь, благодаря наличию автомобильной дороги, лодки были бы не нужны и беспокойства для уток не возникло бы. А вот за Бабр заступиться некому. Время сейчас такое – частная инициатива приветствуются, а те, кто ей мешает – нет. Но почему эта частная инициатива стремиться заработать прежде всего за счет безответной природы? Остров Бабр, птицы и рыбы Ангары – общее достояние всех иркутян. Рыбу всем можно (разрешенными способами и в разрешенные сроки) ловить, птицами – любоваться и фотографировать. Почему кто-то считает, что его личный заработок законнее некоммерческих интересов тысяч иркутян, дорожащих природой? Не пора ли заставить коммерсантов покинуть Бабр (очистив его от следов своего пребывания), принадлежащий всем нам?
Оптимальное решение – организация заказника, охватывающего также остров Черепаха и несколько других мелких островков (при высокой воде затапливаемых) – вниз по течению до о. Конный. На островках находятся колонии речной крачки, озерной чайки, гнездятся также кряква, малый зуек, перевозчик и некоторые другие птицы. Иметь прямо в центре города такие интереснейшие объекты – благо для всех иркутян. Это ценная экологическая «изюминка» нашего города. Так давайте же сохраним ее!