РПЦ может пострадать от закона о некоммерческих организациях
Члены президентского Совета по правам человека раскритиковали поправки к закону о некоммерческих организациях, который, судя по всему, будет принят в таком же авральном режиме, как и закон об ужесточении штрафов за митинги.
Если всё пойдет по плану, то Совет Федерации может одобрить поправки уже 18 июля. В этом случае закон о некоммерческих организациях станет чуть ли не точной копией аналогичного американского акта, принятого ещё перед Второй мировой войной для того, чтобы исключить лоббирование интересов гитлеровской Германии.
В реестры иностранных агентов попадут до тысячи НКО, которые соответствуют двум требованиям – получают финансы из-за рубежа и занимаются политикой. При этом, как пишет «Независимая газета», понятие «политика» будет трактоваться расширительно. К нему отнесут любое действие, направленное на формирование общественного мнения.
Председатель Совета по правам человека Михаил Федотов уверен, что в таком виде законопроект не нужен, потому как от его действия могут пострадать многие общественные организации. Включая, кстати, обожаемую российскими властями Русскую православную церковь.
«У Церкви наверняка много иностранных пожертвований, и она влияет на общественное мнение. И что, она иностранный агент? Лично я так не считаю», – объявил Федотов журналистам.
А член СПЧ и председатель Независимого экспертно-правового совета Мара Полякова заявила «НГ», что её организация тоже подпадает под действие нового закона. «Мы приводим законодательство России в соответствие с Конституцией. Почему мы должны называться иностранными агентами?» – недоумевает она.
Директор центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елена Панфилова однозначно заявляет, что для неё новый закон ничего не изменит: «Власти просто выставляют напоказ свой страх перед происходящими в стране событиями. Не желая признавать, что протесты – это реакция на их собственную деятельность, а не провокации со стороны «врагов».
Кстати, американский акт, с которого скопированы основные положения нового закона о НКО, ещё в 1960-х годах был подкорректирован. В настоящее время он направлен на то, чтобы исключить лоббирование экономических интересов других стран. Применяется он крайне редко: с 1966 года к нему прибегали всего 17 раз, и каждый раз всё заканчивалось примирением сторон. С учётом же российского правоприменения многие НКО могут просто лишиться возможности работать в стране.
К тому же, по мнению экспертов, наблюдается явная подмена понятий: слово agent в английском языке имеет нейтральное значение – представитель. В то время как в русском оно принимает негативную окраску.