Собственники БЦБК используют ситуацию в Байкальске для дальнейшей работы завода
Моногород, вероятнее всего, уже сейчас мог бы достичь энергетической независимости, если бы комбинат оставался закрытым с 2008 года.
Проблема закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Иркутской области давно уже перестала быть вопросом сферы экологии и экономики и получила политическое звучание. Новый губернатор Приангарья уже успел сделать массу ярких заявлений о том, что комбинату не место на Байкале.
Однако, когда ситуация приняла такой оборот, что завод вскоре действительно может приостановить свою работу, Сергей Ерощенко подчеркнул, что этого не произойдет. Причиной тому является энергетическая зависимость Байкальска от градообразующего предприятия, а также вероятные массовые увольнения сотрудников БЦБК, которые пока не обеспечены рабочими местами.
О том, насколько данные факторы являются сдерживающими в вопросе прекращения работы главной проблемы озера Байкал, портал "Сибинфо" пообщался с видным иркутским экологом, сопредседателем организации "Байкальская экологическая волна" Мариной Рихвановой.
– Марина Петровна, сейчас вокруг БЦБК и Байкальска опять разгорелись нешуточные страсти. Региональное руководство повторяет тезис о том, что комбинат в нынешнем виде работать не может. В то же время в августе заканчивается срок действия разрешения на водопользование и сброс сточных вод в акваторию Байкала и предприятие действительно может прекратить работу. Однако в связи с тем, что вместе с заводом может остановиться и ТЭЦ, обеспечивающая Байкальск теплом, губернатор подчеркнул, что остановки предприятия не будет. Что, по-вашему, вообще происходит?
– Тут во многом дело в том, что на правительственном уровне до сих пор нет единой позиции по вопросу БЦБК и его будущего. Вероятно, он просто не является важным и значимым для руководства. Отсутствие сложившегося мнения осложняет дальнейший ход ситуации. Собственники предприятия, вероятно, вообще решили эксплуатировать его до тех пор, пока оно просто не развалится от старости.
Сейчас же ситуация опасна прежде всего для Байкальска, потому что там не решена проблема с источником теплоснабжения. В этом вопросе город зависит от комбината. Судя по последним событиям, там было дано предписание об увольнении сотрудников БЦБК из-за того, что истекает срок разрешения на пользование байкальской водой. Я думаю, что текущую ситуацию в городе предприятие использует для получения нового разрешения.
– И как быть в данной ситуации? Кто может предпринять необходимые для закрытия завода шаги?
– Строго говоря, те, кто действительно может решить данный вопрос, просто не хотят что-либо предпринимать. Данный вопрос может решаться только на федеральном уровне. Региональное руководство тут ничего не может сделать. Оно только правомочно огласить свои предложения и видение проблемы, что, в общем-то, тоже очень важно, но абсолютно недостаточно…
– Официальная позиция властей в общем и целом заключается в том, что главная проблема в закрытии комбината кроется в привязке Байкальска к инфраструктуре предприятия и в том, что работники БЦБК потеряют работу. Некий компромисс, чтобы удовлетворить интересы всех в данном контексте, вообще возможен?
– Понимаете, все, что происходит, уже имело место быть раньше. Но ведь в 2008 году предприятие было закрыто. 14 месяцев БЦБК не работал, и ничего страшного не произошло. То есть люди искали себе работу, в городе было создано около тысячи рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса. То есть город показал, что он способен выжить без завода.
Сейчас доля продукции БЦБК значительно сократилась и составляет примерно половину от той продукции, которая производится в Байкальске. То есть если предположить, что предприятие опять закроется, то ничего катастрофического не произойдет. Будет найден выход.
Кстати, в прошлый раз был найден выход, как обеспечить топливом ТЭЦ, чтобы город не замерз зимой. В Байкальске начали строить элементы отдельного источника энергии, которые были бы созданы, если бы БЦБК в тот раз закрылся окончательно. Город бы стал полностью независим, и здесь могло появиться значительно большее количество рабочих мест, например, в сфере туризма. А сейчас инвесторы просто отказываются вкладывать свои деньги, потому что знают, что здесь еще дымит БЦБК.