18+

Байкальский маразм или байкальский прорыв?

Ситуация вокруг Байкальского ЦБК, внезапно обострившаяся летом 2012 года, начинает все более напоминать злобный трагикомичный фарс.

Напомним основные позиции, вокруг которых наблюдается противостояние собственников комбината, правительства и губернатора Иркутской области, экологов и населения региона.

Комбинат работает в режиме разомкнутого водооборота, ежедневно сбрасывая в Байкал десятки тысяч кубометров плохо очищенных отходов. Уже одного этого факта в любой цивилизованной стране вполне достаточно для полного, единомоментного и окончательного закрытия любого производства. Не говоря уже о том, что в Байкале находится стратегический запас пресной воды - причем не только российский, но и общемировой.

Комбинат находится в состоянии банкротства. У него микроскопическая прибыль, и еще более микроскопические налоги, выплачиваемые в местный и федеральный бюджеты. Почти вся продукция комбината продается в Китай. То есть пользы с комбината, говоря простым языком, как с козла молока. При этом руководство комбината постоянно пытается покуситься на некие дотации из федерального бюджета, под философские рассуждения о модернизации комбината и превращения его в некую заоблачную мечту по образцу финских целлюлозных комбинатов.

На комбинате работает 1600 человек, получающих нищенскую зарплату в диапазоне от 4000 до 15000 рублей. Именно на разговорах о якобы благополучии этих людей постоянно спекулирует руководство БЦБК. Именно социальным взрывом полутора тысяч человек шантажируют и руководство Иркутской области, и федеральное правительство. Именно вопрос трудоустройства этих людей явился формальной причиной того, что Владимир Путин подписал в январе 2010 года пресловутое разрешение на сброс отходов в Байкал. Именно из-за этих людей как будто невозможно закрыть комбинат - хотя по всей России благополучно закрывают заводы и с гораздо большей численностью работающих.

За время работы БЦБК вокруг него накоплены миллионы тонн отходов в форме полужидкого хлорлигнина и золы. Они находятся в так называемых картах - огромных ямах. Факт наличия этих отходов также является предметом шантажа со стороны руководства БЦБК: владельцы комбината при поддержке неокторых продажных депутатов регионального Заксобрания постоянно муссируют идею о том, что рекультивация этих отходов возможна только при работающем комбинате. Хотя на самом деле подобная рекультивация не может не иметь федерального финансирования и никак не связана с фактом работы БЦБК.

И, наконец, последняя проблема, особенно остро оборзначившаяся в июне-июле 2012 года. Байкальскому ЦБК принадлежит большая ТЭЦ, обеспечивающая как нужды производства, так и город Байкальск теплом. В настоящее время, когда объемы производства комбината резко упали, мощности ТЭЦ используются от силы на 20%. То есть ТЭЦ для комбината убыточна - она слишком мощная, требует много затрат на топливо и сопровождение. Руководство БЦБК пытается решить вопрос рентабельности ТЭЦ весьма извращенными методами - повышая оплату за тепло, предоставляемое городу Байкальску, и шантажируя городские власти вероятностью отключения подачи тепла в квартиры и на предприятия.

Вот с последнего пункта и начнем рассматривать ситуацию не с позиций рукоовдства БЦБК, а с позиции нормального, цивилизованного бизнеса.

Согласитесь, проблема избытка тепла кажется весьма странной? Любой предприниматель в мире удавился бы от зависти в подобной ситуации, когда в достаточно крупном промышленном центре имеются круглогодичные избытки тепловой энергии по весьма смехотворным ценам.

Куда девать тепло? Даже особо не вдаваясь в экономику, можно найти десяток высокоприбыльных способов его реализации - особенно в практически курортных климатических условиях Байкальска.

Первое. Тепличное хозяйство. Вокруг Байкальска огромные площади неиспользуемых земель. Те же самые карты с уже отлежавшим десятилетия и достаточно подсохшим и уплотнившимся лигнином - готовые площадки для строительства теплиц. Возведение бетонных оснований - копеечные затраты. Сотовый поликарбонат тоже стоит гроши. Подведение теплообменников внутрь теплиц - также не самое затратное мероприятие. Плюс люминесцентные лампы на зимнее время - и все. Как результат - огромные объемы овощей для Иркутска, Байкальска, Слюдянки и Улан-Удэ круглый год. Плюс трудоустройство большого количества населения на достаточно доходном производстве.

Привлекательность этой идеи в том, что стоимость получаемой продукции - в сотни раз выше стоимость тепла, производимого Байкальской ТЭЦ. А масштабы строительства теплиц могут быть ошеломляющими. По свидетельству экспертов, в Сибири с одного квадратного метра теплицы при условии трех урожаев в год, можно снимать 30-40 килограммов помидоров. Стоимость одного килограмма гарантированно местных, экологически чистых, помидоров в Иркутске - от 80 до 150 рублей. Даже если отнять от этой цены зарплату, транспортные и другие накладные расходы и торговые надбавки, то один квадратный метр теплицы дает около полутора тысяч рублей чистой прибыли в год. А одна стандартная теплица размером 5 на 20 метров - уже почти 100 тысяч рублей в год.

Для ухода за одной оборудованной теплицей достаточно одного человека. Полторы тысячи теплиц - это полностью трудоустроенные сотрудники БЦБК. Само собой, за исключением бездельников из числа руководства. И 150 миллионов прибыли. А тепла на ТЭЦ хватит не на полторы тысячи теплиц, а на десятки тысяч.

Второе. Аквапарк. Большой крытый аквапарк с теплой водой. На берегу Байкала. Да, стоимость строительства существенно выше, чем теплиц. Но и эффект гораздо выше. Наличие аквапарка сделает Байкальск привлекательным для туризма не только в зимнее время и летом, но и в межсезонье. А круглогодично теплая вода привлечет буквально всех жителей Иркутска и Улан-Удэ. Правда, для хорошей реализации этой идеи руководству ВСЖД будет необходимо наконец-то включить мозги и организовать давно назревшую скоростную электричку Иркутск-Байкальск. Сотни, если не тысячи, горнолыжников (и посетителей аквапарка) предпочтут не рисковать жизнью за рулем на обледеневшей горной дороге, а с комфортом и пивом за два часа доехать на электричке до горы Соболиной. Пусть даже по цене, сравнимой со стоимостью затраченного бензина - то есть в районе 500 рублей в один конец. И ВСЖД сверхприбыль, и людям удобство.

Способов быстрой и эффективной реализации дешевого тепла можно было бы написать еще сотни. В частности, в тех же корпусах БЦБК можно было бы организовать высокорентабельную птицефабрику - практически безотходную, так как весь куриный помет пошел бы на теплицы и в частные клубничные грядки.

Вопрос не в этом. Для реализации любого из этих проектов требуется минимальное финансирование (ничтожное по сравнению с другими, гораздо более бестолковыми, затратами) и политическая воля. Воля прекратить шантаж со стороны руководства БЦБК, врожденную косность и лень администрации Байкальска и инерцию мышления чиновников и бизнесменов.

Вопрос - кто все это будет реализовать? Да кто угодно. Если не в Байкальске, то в Иркутске тысячи предпринимателей ухватятся за такие привлекательные бизнес-идеи обеими руками. Особенно если региональное правительство ради такого дела снизойдет до льгот по налогам. И, главное, надежда на это есть - слава богу, регион теперь возглавляет не питерский интеллигент, а нормальный сибирский предприниматель.

URL: https://m.babr24.news/?ADE=107366

bytes: 7341 / 7341

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Политика " (Байкал)