Иван Постный
11 сентября по новому стилю (29 августа ст.ст.) церковь вспоминает усекновение главы Иоанна Предтечи. По легенде, вскоре после Крещения Господня пророк Иоанн был заключен в темницу правителем Галилеи Иродом Антипой за то, что осуждал его беззаконное сожительство с Иродиадой (племянницей Ирода и к тому же супругой его брата).
Правитель не решался казнить пророка из-за его небывалой популярности в народе, но Иродиада ненавидела Иоанна и решила во что бы то ни стало отомстить ему. И вот на пиру в честь дня рождения Ирода дочь Иродиады, Саломия, «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним», а Ирод, очарованный ее танцем, поклялся дать ей все, что она пожелает. Саломия, по совету матери, просила подать ей на блюде голову Крестителя. Царь опечалился, но не захотел нарушить обещание и отправил в темницу оруженосца, который отсек голову Иоанна и принес ее на блюде Саломии, а та «отдала её матери своей». Иродиада исколола язык пророка иглой, после чего повелела выбросить голову на свалку; но благочестивая жена домоправителя Ирода тайком вынесла святую главу и захоронила ее в глиняном кувшине на горе Елеонской. Над Иродом же, Иродиадой и Саломией свершился Суд Божий: все они погибли страшной и позорной смертью.
У славян день усекновения главы пророка называли обычно Иван Постный, Иван-пролеток, Полетовщик или Головосек. Этот день считали концом лета и началом осени: «Иван Постный пришел, лето красное увел», «Иван Постный – осени отец крестный», «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает», «С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана». С этого времени вода становится совсем холодной, а птицы пускаются в отлет: «Иван Предтеча гонит птицу за море далече». У южных славян на Усекновение опасались ходить в лес, так как считали, что в этот день змеи прячутся под землю до весны, а вместе с ними уходят из водоемов, полей и лесов стихийные духи.
С Иваном Постным у всех славян связывалось множество поверий и запретов, основанных на легенде о мученической кончине пророка. Например, в этот день не употребляли в пищу шаровидные плоды – капусту, репу, лук и вообще все, что напоминает голову; особенно избегали яблок, поскольку голову святого «катали на блюде, как яблоко». Под запретом была и пища красного цвета: верующие не пили красного вина («ибо это кровь святого Иоанна»), не варили борщ и ботвинью (из опасения, что в доме в течение года прольется чья-то кровь). Во многих местах запрещалось использовать блюда и тарелки (так как голову Крестителя подали на блюде), прикасаться к режущим и колющим предметам, срезать маковые головки, рубить капусту и т.д. Даже хлеб полагалось ломать руками, так как считалось, что в течение года отсеченная голова святого почти прирастает к своему месту, но «когда люди усядутся в день Ивана Головореза и станут резать хлеб, голова снова отпадает». Крестьяне рассказывали, что если в Головосек начать резать хлеб или капусту, то на срезе непременно покажется кровь – немой укор нарушителям обычая.
В день Усекновения предписывалось соблюдать строжайший пост; крестьяне считали большим грехом есть даже рыбу, а особенно непростительным считали любой «разгул» – пьянство, песни и пляски. При этом все запреты соблюдались народом чрезвычайно строго – из страха перед грозным Иоанном Предтечей, который, как считалось, самолично наказывает грешников: «отнимает руки и лишает языка», либо насылает неурожай. Церковь в праздник Ивана Постного посещали обязательно, а люди, страдающие частыми головными болями, испрашивали в это время исцеление у святого Иоанна.
Усекновение считалось в народе одним из самых опасных дней в году. Например, во многих местах запоминали тот день недели, на который оно пришлось, и целый год не начинали в этот день никаких важных дел (таких, как пахота, сев, свадьба и т.п.). У южных, а местами и у восточных славян считалось, что ребенок, родившийся в этот день, будет несчастным и неудачливым, полученная рана не заживет, скроенная или сшитая одежда «посечется», и т.п.
У восточных славян с 29 августа начинали убирать репу и другие корнеплоды, а также собирать лечебные коренья: «На Ивана Постного собирают коренья рослые». В некоторых губерниях (Вологодской и др.) принято было на Головосек устраивать «репный праздник», отмечаемый скромно, без песен, зато с обильной едой и угощением нищих. Есть репу до Головосека запрещалось под страхом «срамного» наказания: застигнутого в репище человека односельчане раздевали догола, обматывали одежду на голове и прогоняли вдоль всей деревенской улицы.
В день усекновения главы Крестителя Господня Иоанна русская церковь совершает поминовение воинов, «за веру и Отечество живот свой положивших». Поминовение павших защитников Отечества в этот день установлено в 1769 г. при Екатерине II (во время войны с Турцией и Польшей).