Кандидат в депутаты
14 октября 2012 года по всей России состоялись выборы в органы государственной власти. Любой гражданин России, достигший 18 лет, мог выбирать и быть избранным. Но далеко не все хотят положительных перемен и искренне желают честных выборов. Как стать кандидатом в депутаты? Как сделать выборы честнее? Об этом рассказывает наша статья на примере выборов в Братском районе.
Как становятся кандидатами
Август 2012. Приближаются муниципальные выборы, в том числе и в сельских поселениях Братского района. Текущее положение с работой депутатов, по отзывам жителей и глав ряда муниципальных образований, аховое: либо депутаты послушно поднимают руки по указке главы администрации, либо вообще не ходят на заседания, и для принятия решений их приходится буквально ловить по дворам. Мотив выдвижения этих людей в депутаты заключается в желании иметь красивый, по их мнению, статус депутата или желании решить личные проблемы, типа вывоза мусора от собственного забора за счёт местного бюджета. После получения нужного результата, «народный избранник» смысла ходить на заседания уже не видит. Наверное, эти люди не раз осуждали своих коллег из Государственной Думы за пропуск заседаний, но на практике сами поступают так же. В отличии от Госдумы, заработную плату депутаты городов, сёл, районов из бюджета не получают.
Опустив моё знакомство автора с членами партии ЛДПР в Братске, перейдём сразу к решению участвовать в ближайших выборах от ЛДПР. Летом на Байкал я, вместе с земляками, учился в федеральной партийной школе ЛДПР и стало интересно оценить свои силы, применить полученные навыки. Заведённые на учёбе знакомства давали уверенность, что после избрания справлюсь с работой и будет к кому обратиться за поддержкой в случае проблем. Рассказал о ситуации однопартийцам и пять человек вызвались принять участие в выборах, а потом эффективно работать. Мотивы их были схожи с моими.
Кандидатом в депутаты Думы можно стать либо на основе выдвижения партией, чьи члены входят в состав Государственной Думы, либо самовыдвижением, собрав подписи избирателей. Первый вариант проще и безопаснее – требуются более простые документы, а оформлением их занимаются опытные люди. При самовыдвижении очень просто неправильно заполнить подписной лист или сделать мелкую ошибку в других документах, что даст возможность конкурентам впоследствии снять кандидата с предвыборной гонки. Потому первым методом пользуются чаще, даже если гражданин не является членом партии: для кандидата – безопасность выдвижения, для партии – нелишнее участие в выборах и возможность заявить «прошёл наш кандидат», хотя на самом деле «наш кандидат» мог никогда не принимать участие в жизни партии. Примечательно, что все выдвиженцы от ЛДПР по Братскому району являлись активными членами партии, в отличии от выдвинутых другими партиями, в большинстве беспартийных и, по их отзывам, планов на вступление и на работу в партии на имеющих.
Формально участие в выборах бесплатное, но на практике приходится немного потратиться. К заявлениям должны прилагаться малые фотографии 3х4 сантиметра, а для оформления стендов на избирательном участке просят фото 9х12 см. Из документов кандидат сдаёт заявление о согласии баллотироваться, предварительную информацию о расходах на избирательную компанию, сведения о доходах и образовании, краткую биографию. Дальнейшие действия и расходы на усмотрение кандидата.
Наша избирательная кампания
Моя команда от ЛДПР решает баллотироваться в двух сельских поселениях: Кузнецовском и Кежемском. Выбор сделан по расстоянию от Братска (ближайшие населённый пункты) и наличию родни хотя бы у одного из кандидатов. На самом деле, на Восток от Братска есть ещё одно поселение – Зябское, но там уже работает глава администрации Стас Моняхин, член ЛДПР, и делает это достаточно успешно.
В избирательной комиссии Кежемского кандидатов от ЛДПР не ждали и первой реакцией стала попытка не пустить новых людей на выборы. Впоследствии жители объяснили поведение комиссии: в местной власти давно сложилась когорта «своих», не желающих ничего менять и позволяющих селу плавно деградировать. Игорю Павленко тот визит крепко врезался в память: «На нас сразу начали давить, убеждая, что мы зря приехали и ничего не знаем о селе, не имеем морального права баллотироваться. Узнав, что у члена нашей команды, Елены Обуховой, в Кежемском крепкие корни, живёт близкая родня, и она сама здесь провела много времени, отступили. Далее начали придираться к документам: этой справки не хватает, тут должна быть фотография, а здесь печать. К счастью, на связи постоянно был Стас Моняхин, районный координатор, и он оперативно разъяснял, что комиссия не права. В конце концов наши документы приняли. На самом деле, никаких законных оснований под претензиями комиссии не было – на нас просто пытались оказать моральное давление, выставить. И, частично, своих целей комиссии достигла: измученные, мы по ошибке подписали отказ от создания избирательного фонда и таким образом не имели права тратить деньги на агитацию: печатать листовки, привлекать артистов и прочее. » В Кузнецовке же, напротив, комиссия встретила кандидатов от партии приветливо, помогли с заполнением бумаг, сбором подписей для самовыдвиженца, рассказали о местных проблемах, расспрашивали о возможностях и людях в партии.
Следующие полтора месяца зарегистрированные кандидаты периодически приезжали в сёла, рассказывали о партии, которую представляют, о себе, о планах по развитию села. Анатолий Кочерыгин, кандидат в Кузнецовскую Думу: «Для меня это был первый опыт общения с незнакомыми людьми настолько разными по возрасту, социальному положению. Приходилось отвечать на множество вопросов, принимать решения, брать на себя ответственность. Понравилось общаться с людьми, узнавать их проблемы, предлагать решения, находить их вместе. Неожиданно хорошо нас принимали, был очень удивлён этим, так как ожидал холодного приёма потому что я не житель Кузнецовки. Думал, что люди будут отговаривать меня баллотироваться.» Помогали работать кандидатам и активисты партии, например, Алексей Гутиков из соседней Вихоревки: «пошёл помогать, потому что вижу, что в Братске и районе ЛДПР реально работает, эту работу видно. А теперь более активно в этот процесс решили включиться и мои друзья, я поддерживаю их начинание. Честно говоря, опасался неадекватной реакции жителей, когда я скажу за какую партию агитирую. Но вышло наоборот: нас встречали очень тепло. Услышав «ЛДПР», часто восклицали: «Ну неужели?! Моя партия! Наконец-то порядок будет!». Часто цитировали выступления Владимира Вольфовича, одобряя высказывания. Лишь несколько раз была негативная реакция, но в процессе разговора оказывалось, что люди просто не до конца понимали идеи ЛДПР, быстро находили общие цели, общение переходило в продуктивное русло.».
По результатам общения с жителями сёл вышла статья в областной партийной газете. Елена Обухова, кандидат в Кежемском: «Наше появление в селе, как части ЛДПР стало событием политической жизни местного значения. Раньше там вообще выборы были чисто номинальными. А сейчас люди задумались, отчасти и благодаря брошюрам ЛДПР: их действительно читали и обсуждали. После выхода статьи нас стали узнавать, подходить с вопросами и предложениями, активно рассказывать о существующих трудностях. По опросам и слухам, население разделилось на три лагеря: одни яро поддерживали нас, как независимых, молодых, амбициозных, а у других проснулся патриотизм, выражавшийся в поддержке любого кандидата, главное, чтобы он был местным: наши-то не хуже городских. Была и третья, аморфная часть, похоже, в результате и победившая: им не нравилось происходящее, но и что-то менять они не хотели. А Кежемский плавно умирает. Куда уж хуже-то?».
Выборы и нарушения
«В Кежемском на меня давили с момента регистрации членом комиссии с правом решающего голоса. Стоило мне или кандидатам от ЛДПР ещё на этапе агитации появиться в администрации или встретить на улице кого-то из членов избирательной комиссии, как поднимался крик, что я плохо работаю, не приезжаю на все совещания и вообще смею посылать смс главе избирательной комиссии. А что мне делать, когда звонят с неизвестного номера, а я на парах? Сейчас забавно, а когда на меня втроем тетки кричали, было не по себе. Первые два часа голосования всячески отвлекали, ругали, угрожали выгнать из комиссии, не давали следить за ходом выборов. Хорошо, что были наши и оппозиционные наблюдатели, среди них несколько въедливых – не давали другим членам комиссии нарушать по ходу голосования. Потом подтянулись наши кандидаты, в комиссии, видимо, поняли, что давить бесполезно, ослабили хватку. Во время подсчёта мы с ними уже нормально беседовали. Правда, заплатили мне 500 рублей, тогда как себе другие члены комиссии, кроме оплаты за работу, выписали многотысячные премии,» - поделился впечатлениями Астапенко Глеб, член избирательной комиссии от ЛДПР в Кежемском. В Кузнецовке, напротив, члена комиссии, выдвинутых партиями, принимали радушно.
В день выборов глава избирательной комиссии в Кузнецовке заметно нервничала. Может от невиданного наплыва наблюдателей, а может от некого выданного распоряжения о необходимых результатах выборов. Наблюдателей выставили все присутствующие на выборах партии: ЛДПР, Единая Россия, КПРФ, а также почти все самовыдвиженцы. Присутствовали и кандидаты, чьи права и возможности по ходу голосования примерно равны правам наблюдателей. При таком контроле совершить вброс биллютеней, давить на избирателей, агитировать на участке, было практически нереально. Видимо, из-за этого избирательная комиссия тщательно старалась отгородиться от наблюдателей, запрещая им, в нарушение закона, свободно перемещаться по участку. После нескольких замечаний председатель комиссии пошла на попятную. Удаление наблюдателей и кандидатов на надуманному поводу, глава комиссии попыталась провести и во время подсчёта биллютеней. В ответ на просьбу показать где такая мера указана в законе, честно призналась: она не знает, но так поступать для временного удаления с участка наблюдателей ей велели на предвыборном обучении. Отличный метод для подделки результатов выборов: удалил всех лишних и делай что хочешь. Но не удалось.
В Кежемском также вряд ли удалось напрямую существенно исказить результаты выборов непосредственно в день голосования. Мелкие нарушения и попытки создания условий для крупного воровства голосов были и здесь, но наблюдатели и члены комиссий от партий работали активно, напористо, не позволив нарушить закон. Одним из кандидатов от ЛДПР на участке в Кежемском был Павел Шишкин: «Кроме наших, хорошо работали наблюдатели от партии КПРФ и самовыдвиженцев. Настолько хорошо, что представители действующей партии власти пытались убрать оппозицию с участка: при мне кандидаты от Единой России приводили на участок избирателей, заявлявших о якобы совершенных наблюдателями других партий нарушениях, требовали удалить мнимых нарушителей. Но безуспешно. По результатам выборов победил новый человек, самовыдвиженец. Как я понял, этого никто не ожидал, думали, что будет возглавлять Кежемский, как и прежде, человек из состава действующей власти: этакая передача села с жителями по наследству, как президентов чередуют. После выборов ко мне подошли представители одного из кандидатов на главу и прямо спросили: согласился бы я пойти на подлог выборов в пользу их кандидата, в обмена на гарантированное прохождения в Думу кандидатов от нашей партии. Конечно, я отказался: нам нужны честные выборы, иначе, даже избравшись, мы не можем быть уверены в возможности стабильно хорошо работать, опираясь на поддержку населения.»
Итоги выборов
После выборов уже не раз прозвучали сомнения в достоверности их результатов: мол партия власти подделывала итоги, незаконно вела агитацию. Несомненно, есть возможность административного давления на избирателей со стороны их руководства, есть возможность подменить или вбросить биллютени, изменить числа в итоговом протоколе. На участках, где работала моя команда, нарушений по ходу голосования мы не заметили. Да, были попытки давления, попытки увести наблюдателей с участков, могло оказываться административное давление со стороны начальников на своих подчинённых, но не всё из этого удалось и в итоге результат выборов можно признать относительно честными. Из моей команды никто не прошёл ни в Кежемском, ни в Кузнецовке. Лучшие результаты были в Кежемском: 70% от "проходного балла". Люди чаще голосовали за местных. Шесть из семи мест ЛДПР получило только в Зябе.
Если Вы считаете заявляет, что результаты выборов подделывают, нет смысла голосовать и это не просто болтовня, а стремление к справедливости, то участвуйте в выборах. Вы можете стать кандидатом, избираться и сами принимать решения, решать как будет жить Ваш населённый пункт, регион, страна. Вы можете агитировать до выборов за или против любого кандидата или партии, можете пойти наблюдателем и лично убедиться, честно ли прошли выборы, предотвратить нарушения.
Неправдоподобные, с Вашей точки зрения результаты – это часто следствие апатичности избирателей, которым, по сути, всё равно как ли прошли выборы: они готовы лишь жаловаться лишь на не устроивший их результат. Но этот результат не возникает сам по себе, он – следствие безразличия, когда Вы не пошли контролировать работу избирательной комиссии, когда вы не рискнули проголосовать за нового кандидата, выбрав привычно плохое, когда вы не донесли до соседа какой выбор важно сделать, когда проявили трусость, поддавшись давлению начальника, когда продали свой голос за копейки уже не раз обворовавшей вас партии. Новые выборы не за горами. Придите и сделайте свой, именно Ваш выбор, не позволяйте украсть Ваше право управлять вашей жизнью.