Дом, который не может стать музеем
В иркутской усадьбе знаменитого режиссера Леонида Гайдая сейчас располагается обычное жилище. Почему такой ценный для истории города объект до сих пор не стал памятником?
Тихая улица Касьянова. Среди остальных домов этот ничем на первый взгляд не выделяется. Покосившийся фундамент, разбитые стекла, во дворе - старая мебель. Здание поделено на две части. В одной живет племянник Гайдая Константин. Другая, в которой и жил знаменитый режиссер, сдается гражданам Киргизии. Усадьба Гайдаев была одной из самых ухоженных в округе. Сегодня о тех временах напоминает только маленькая табличка: "Для писем и газет. Получатель - Гайдай". Родной дом вдохновлял Леонида Гайдая. Его жена, Нина Гребешкова, рассказывала: "Здесь, в Иркутске, Леонид становился самим собой". "Вот здесь он фотографировался с отцом, с матерью, с братом, сестрой. Он любил это место, любил этот дом. Любил сюда возвращаться между съемками картин, приезжал сюда отдыхать, набираться сил, и здесь пришла в голову та самая гениальная идея столь великой троицы: Вицин, Никулин, Моргунов", - делится Владимир Березин, член Союза журналистов, Союза кинематографистов России.
Идея придать усадьбе статус музея появилась 15 лет назад. Тогда в Иркутске даже создали рабочую комиссию. Сделали косметический ремонт здания, повесили мемориальную доску. В дом возили экскурсии. Но полному воплощению грандиозных планов помешали две причины: к усадьбе невозможно организовать удобный подъезд. Да и элементарных благ цивилизации для открытия постоянной экспозиции в частном деревянном доме нет. Тогда историки предложили: можно сделать выставку одного экспоната. Но тут уже столкнулись с непреодолимой преградой. "Сложности касались в основном того, что владельцы не хотели продавать, они хотели, чтобы город компенсировал жильем. Исходя из того, что там было прописано достаточно большое количество семей. У людей, там живущих, у них у всех были родственники, которые были прописаны там. И практическое решение этого вопроса, конечно, затянулось", - поясняет Светлана Домбровская, экс-начальник управления культуры администрации г. Иркутска.
К этому вопросу краеведы обращаются в каждый юбилей Гайдая. Но возможности решить его до сих пор не нашли. А дом тем временем ветшает, и в нем продолжают жить квартиранты.