В Иркутске отмечают 185-летие Жюля Верна
В Иркутском государственном лингвистическом университете проходит выставка, посвященная 185-летию Жюля Верна.
На выставке представлены оригинальные иллюстрированные издания французского писателя XIX века на русском, немецком, французском языках.
К годовщине великого писателя прошла и другая культурная акция - "Прогулки по Иркутску глазами Жюля Верна".
Особое внимание приковано в эти дни к "русскому" роману Жюля Верна "Михаил Строгов", действие которого происходит в Иркутске. Книга "Михаил Строгов: курьер царя" была написана в 1874—1875 годах и, в отличие от других знаменитых работ Верна, не относится к жанру научной фантастики, а является приключенческим романом. Иногда малограмотные литературоведы называют эту книгу "историческим романом", но это неверно: это чистый экшн, какого-либо исторического подтекста книга не имеет.
По настоянию Ивана Тургенева, роман был переведен на русский язык и издан в Санкт-Петербурге. Иван Тургенев внес целый ряд правок в текст романа, так как Жюль Верн, несмотря на то, что был географом по образовнаию, слабо разбирался в российских реалиях.
По роману были сняты десять полнометражных фильмов, два телесериала и два мультфильма, а также поставлен мюзикл. В России роман всегда был малопопулярен и практически не переиздавался. Во многом это объясняется невысокими художественными достоинствами произведения, в отличие от других романов Жюля Верна. При этом экзотический сюжет романа всегда привлекал к нему кинорежиссеров, вследствие чего "Михаил Строгов" стал лидером экранизаций среди всех книг Жюля Верна.
Заметим, что "Михаил Строгов" - не единственный роман Жюля Верна, действие которого так или иначе происходит в России. Действие еще восьми произведений французского писателя полностью или частично разворачиваются в России, а в двух его романах русские являются главными героями.
Любопытно, что роман Жюля Верна "Путешествие к центру Земли" был запрещен в дореволюционной России церковной цензурой. Мракобесы в рясах усмотрели в нем антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к священному писанию и духовенству.