РепринтЪ: Богородичникам не дали построить в Иркутске новый Иерусалим
10 лет назад, в марте 2003 года, Бабр писал:
"Есть подозрения, что официально признанная тоталитарной секта Церковь Божьей Матери Преображающейся продолжает жить в иркутском подполье.
Историю победы правосудия над Богородичным центром рассказал бывший сотрудник полиции нравов УВД Иркутской области. Наш собеседник был непосредственным участником суда над богородичниками 1995–1996 года. Тогда областной суд удовлетворил гражданский иск Управления юстиции и отказал объединению "Сибирский благотворительный общественно-просветительский фонд "Центр Матери Божьей Преображающейся" в регистрации с лишением прав юридического лица из-за несоответствия деятельности своему же уставу. Зарегистрированная как общественная благотворительная, организация (а по сути типичная религиозная секта) и не собиралась заниматься благотворительностью. Между тем в милицию все чаще обращались жители Приангарья с жалобами на методы тоталитарного культа.
Учение сумасшедшего
– Следует сразу сказать, что движение богородичников в Иркутской области не приобрело массового характера, мы вовремя спохватились, – рассказывает бывший сотрудник полиции нравов. – Но планы у них были, конечно, грандиозными. Чувствуя повышенный интерес к своей деятельности со стороны правоохранительных органов в Москве и центральной части России, богородичники устремились на невспаханное поле – в Иркутск, где хотели создать новый Иерусалим. Построить в пригороде храм – место паломничества всех приверженцев культа. Другая стратегическая цель – обратить в свою веру как можно больше людей.
Богородичный центр официально был создан в 1989 году в Москве, в конспиративных целях секту называли то церковью Божьей Матери Державной, то церковью Божьей Матери Преображающейся, то Российской Марианской церковью, то общиной Божией Матери, то фондом "Новая Святая Русь", то Вселенской Параклитской Богородичной церковью, то церковью Третьего Завета. Основатель и духовный лидер, а также глава церкви Вениамин Янкельман, известный более под фамилией Береславский (владыка Иоанн), издал более 20 книг об "откровениях", якобы полученных им от иконы Богоматери "Одигитрия".
– Владыка Иоанн Береславский, если выражаться религиозным языком, человек, руководимый темными силами. (С 1971 года он наблюдался в психоневрологическом диспансере с диагнозом "параноидная шизофрения". – Авт.) Отец Петр (Сергей Большаков) – второй в иерархии человек – являлся, если сравнивать с военной организацией, кем-то вроде замполита. Он подвел для учения всю теоретическую базу и, особо не выделяясь, на самом деле доминировал над Береславским.
Сам Береславский пожаловал в Иркутск в 1994 году. К этому времени в Иркутске уже два года действовал свой Богородичный центр. Литургия прошла в ДК имени Горького:
– В среде богородичников это событие вызвало большой резонанс, на службу пришло... человек шестьдесят (местные приверженцы учения зазывали на встречу своих соседей и знакомых). Береславский всегда записывал свои речи на магнитофон, чтобы потом выпускать в тираж. Он имел опыт выступлений на семинарах, которые обычно проходили в подмосковных домах, тысячи людей держал в постоянном напряжении (именно с такого сборища и вернулась в Иркутск первая партия иркутян – активистов движения. – Авт.).
Записанные на кассеты проповеди были удобны для прослушивания в одиночку и при большом скоплении народа. Речи были составлены по всем канонам психотехники:
– Знаете, как у Кашпировского. То вскрикнет, то тише заговорит, паузу выдержит. Эту речь в ДК Горького я записал на диктофон. Запись потом дал послушать иркутским психиатрам, те согласились, что речь имеет гипнотическое свойство, но дать заключение официально они не могли. Для этого был необходим запрос в рамках уголовного дела, а до этого, слава богу, не дошло. Сильно наследить у нас богородичники не успели.
Отдайте нам все...
Теоретической базой (наряду с традиционными Библией, Евангелием и откровениями святых, причем из святых писаний выдергивались только куски с последующей фривольной трактовкой) является "Откровение Божией Матери", якобы переданное через Береславского. Учение гласит, что мировое зло сконцентрировано в женщине, проповедуется необходимость полного самоотречения, смирения, беспрекословного послушания "святым отцам". "Не имей суждений, и весь мир станет твоим". Попавший в секту новичок должен многократно твердить: "У меня нет своего ума, совести, тела, воли". Превозносятся нищета духа, отказ от родителей, брака, семьи, своих детей, учебы и работы. Из книги "Голгофские таинства": "Кто оставит семью, обретет семьею всю Вселенную". Из книги "На скрижалях сердца": "Попечением о детях своих умножаете грехи их: тысячи бесов проникают в их психику и, как зловредные хирурги, производят поражения и раны".
Другими словами, "забудьте о родственниках, отдайте на нужды учения все, что имеете, и не имейте права хоть что-либо возразить или пожаловаться". Налицо чисто мошенническая схема манипулирования людьми с целью наживы. Вот только в секту люди вступали по собственному желанию и деньги отдавали добровольно. Для возбуждения уголовного дела как бы не было оснований.
– Дать правовую оценку деятельности культа мы тогда не могли, нет такого органа или специалиста и сейчас. Поэтому к богородичникам стали сначала присматриваться и гонять, что называется, за мелкие нарушения. Каждая такая акция сектантами воспринималась весьма воинственно. Показывали зубы. Элементарный разгон торговцев идеологической литературой (за нарушение правил торговли без лицензии) всегда сопровождался проклятьями в адрес милиционеров.
Сын ушел из семьи
Серьезную обеспокоенность относительно засилья нового культа правоохранительные органы Иркутска проявили в 1992 году, когда против богородичников выступили матери потерянных детей.
– В частности, мы получили письмо от женщины из Ангарска с просьбой о помощи. 18-летний сын уехал в Москву на семинар богородичников. Вернулся совершенно другим, оболваненным человеком. Из дома он стал уносить вещи и отдавать их на пожертвования. Отношения в семье разладились. Попытка матери и сестры образумить завороженного закончилась тем, что парень проклял родственниц и ушел из дома. Попытки найти его через полгода ни к чему не привели. Даже выступая на суде (а это уже 95–96-го года. – Авт.), мать сказала, что ничего о нем не слышала, получается, она безвозвратно потеряла сына.
Другой серьезный конфликт богородичников с прихожанкой едва не стоил иркутянке дома, а то и жизни.
– Сектанты постоянно меняли адреса своего пребывания. Жили там, где не отказывали. Так, в доме в 3-м поселке ГЭС собиралась община из 20 человек: в основном приезжие с Украины и Москвы, главенствовал в Иркутске отец Паисий. Из местных в культ вовлекли сначала одиноких бабушек, потом молодежь. Одно время богородичники ютились в частном доме на улице Седова, напротив Крестовоздвиженской церкви.
Хозяйка дома около года была под воздействием чар служителей нового культа. Отцы пытались обработать женщину на предмет занимаемой жилплощади: уговаривали отписать на Богородичный центр дом, взамен обещали купить для ее сына, который в это время находился в армии, квартиру. С течением времени в этом вопросе богородичники проявляли все большую настойчивость, но когда женщина поинтересовалась, как там насчет квартиры, начали изъясняться на непонятном языке: "Мы таким образом Лукашку обманываем..." Подписывать документы почувствовавшая неладное хозяйка дома не спешила, тем временем богородичники не давали ей благословения на посещение больницы (врачи настаивали на немедленной операции на сердце). С какой целью ее хотели заморить, догадаться нетрудно.
Глаза у прихожанки Церкви Божьей Матери Преображающейся все-таки открылись, и тогда она увидела, что на служителей культа горбатятся другие прихожане, больше всех доставалось "сестрам", а сами "отцы", молодые и здоровые мужчины, ведут паразитирующий образ жизни. Деньги и продукты, собираемые по организациям в качестве благотворительности для детских домов, проедались в общине и ни в какие учреждения не передавались. Указать на дверь приживалам открыто хозяйка дома опасалась (боялась проклятья). Чтобы разойтись полюбовно, она согласилась отписать на богородичников один из двух срубов на своем дачном участке. Но только вернувшийся из армии сын совладал с интервентами: выкинул их манатки с иконами за ограду и велел убираться. Логичного продолжения в рамках уголовного дела эта история не получила: мошенники действовали на грани дозволенного. Давать показания, что сделка по недвижимости совершалась под давлением, жертва махинации побоялась.
Психологическая атака и война с дачниками
– Борьба с противниками со стороны богородичников велась даже на духовном уровне. Это я вам как человек, закончивший духовную семинарию, заявляю. Например, от богородичников отделился один приверженец, который потом открыл в Байкальске старообрядческую православную церковь. И уговорами его просили остаться, и угрозами, в конце концов стали наводить на него так называемую порчу, человек чуть не умер. А как объяснить тот факт, что первое заседание суда не могли начать девять месяцев? То судья заболеет, то сотрудник Управления юстиции...
В 1993 году правоохранительные органы вышли с ходатайством о лишении богородичников земельного участка под Иркутском внушительных размеров: кроме храма они планировали построить гостиницу на 400 мест со всей инфраструктурой. Место под строительство храма (рядом с поселком Марково) сектанты выбили при весьма загадочных обстоятельствах. Как сами потом признавались должностные лица, ответственные за это решение, они сами не понимали, на каких основаниях подписывали документы: "Как мы не видели очевидного, не иначе, бес попутал..." Милиционеры добились решения о лишении богородичников этого участка. Когда сектанты узнали, что навстречу правоохранительным органам в этом вопросе пошли работники областной администрации, в "серый дом" ворвался целый десант богородичников. Нарушители стали распевать в администрации псалмы, разбрызгивать повсюду святую воду, пока их не вытолкали взашей сотрудники охраны. К этому инциденту отнеслись как к комичному, между тем тактика угроз и запугивания стала основной в борьбе за существование.
– Судебное заседание сделали закрытым по просьбе свидетелей истца. Людям было, мягко говоря, неуютно, когда во время слушания большие группы сектантов нашептывали на них проклятья. В зале суда то и дело раздавались выкрики-угрозы. Чаще всех орал бич под 2,30 ростом, которого богородичники приютили на стройплощадке храма. Верзила был у них главным психологическим оружием.
На одном из разбирательств у ответчиков потребовали предоставить документы, подтверждающие, что они собирали пожертвования. За три года благотворительный фонд скопил три такие бумажки на общую сумму 300 000 рублей (неденоминированных, естественно). Между тем невооруженным глазом было видно, какие миллионы вбуханы в стройплощадку будущего храма.
– Отсыпалась серьезная сейсмическая подушка из гравия планом 100 на 300 метров. Храм по проекту должен был выглядеть в виде креста. Собственно, из-за этого строительства и начался конфликт с дачниками, в результате которого богородичники потеряли землю.
Грузовые машины везли материалы на стройплощадку круглые сутки, разбивая дорогу. Намеки садоводов, что храм дело святое, но неплохо бы и гравием дорогу отсыпать, со стороны миссионеров остались непонятыми. В милицию посыпались жалобы, тогда и стало известно властям, что общественная организация незаконно получила здесь земельный участок.
– В частности, в жалобах сообщалось, что рядом со стройплощадкой богородичники вырыли бассейн у ручья, где купались голышом, смущая обитателей садоводства. Жаловались на то, что сектанты часто варят в лесу какое-то зелье, отведав которое орут всю ночь напролет. Милиция пыталась реагировать на все эти заявления, но дело почему-то спустили на тормозах.
Получается, у служителей культа были сочувствующие и в милицейских кругах.
Обошлись малой кровью
– На основе свидетельских показаний мы добились признания, что негативное воздействие на граждан все-таки оказывалось. Согласно уставу, благотворительный фонд должен был помогать детским домам. Но за все годы деятельности была проведена только одна, причем весьма скромная акция. В итоге богородичникам отказали в регистрации.
По российскому законодательству, эту меру в отношении сектантов можно назвать высшей. Кроме конституционного права каждого человека на свободу вероисповедания в Уголовном кодексе есть статья, которая должна регулировать отношения служителей культа, граждан и государства:
"Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет".
– Вся проблема в том, что эта статья на практике оказалась нерабочей. Ведь, чтобы доказать в суде состав преступления, нужно, грубо говоря, психиатрическое освидетельствование потерпевшего до и после вступления в секту. Сами понимаете, это невозможно.
Богородичников всего-навсего лишили официального статуса: они не имеют права арендовать больших помещений для проповедей и различных акций. Однако проповедовать свое учение "у соседа на кухне" закон им не запрещает:
– Насколько я знаю, – рассказывает бывший сотрудник полиции нравов, попытки повторно получить регистрацию богородичники продолжали до 1998 года. Не исключаю, что небольшая группа приверженцев культа остается в подполье до сих пор. Недавно я видел, как на Урицкого один мужичок собирает деньги на строительство "храма Божьей Матери" и торгует литературой Богородичного центра.
Кто знает, может, шарлатан, а может, действительно не отказались богородичники от идеи построить в Иркутске новый Иерусалим?"