Горностаевая моль в Иркутске – мифы и реальность. Региональные власти взялись за борьбу с вредителем
Вокруг горностаевой моли в Иркутске ходит масса мифов – что вредителя в столицу Приангарья завезли из Средней Азии, что она угрожает не только яблоням, но и другим растениям, что насекомое это постоянно размножается, и бороться с ним не имеет смысла. Об этом 1 июля за круглым столом заявили ученые, отметив: между тем, появление в Иркутске горностаевой моли – лишь один из многочисленных примеров смены насекомым ареала обитания. Участники круглого стола, члены рабочей группы, рассказали об особенностях жизни вредителя и новых способах борьбы с ним.
Возглавила группу по борьбе с вредителем заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская. Среди участников – биологи, специалисты по экологической безопасности, сотрудники ботанического сада, МЧС, общественных организаций. В ближайших планах группы – разработка четкой системы по борьбе с вредителем. «Мы взялись за эту проблему, потому что она больше не является только иркутской – горностаевая моль есть в Иркутском районе, Шелехове, Ангарске – это уже проблема региона», – отметила Лариса Забродская.
Как рассказал энтомолог Виктор Шиленков, в мире насчитывается около 100 видов бабочек, называемых горностаевой молью. В России можно встретить 25-27 видов этого насекомого, а в Прибайкалье – всего три. Один из них – яблоневая моль – сейчас обосновался в столице Приангарья. Этот вид насекомого питается только яблонями, он не угрожает другим растениям.
Что касается появления вредителя в Иркутской области, то оно связано с естественным движением моли на восток. «Последнее серьезное исследование вредителей в Иркутске проводилось в 60-70 годах прошлого века, тогда в научных работах насекомое не упоминалось, – рассказал Виктор Шиленков. – В то же время оно было замечено на Алтае, куда пришло с западных территорий. Насекомое это распространено в европейской части России, на Кавказе, в Средней Азии, западной Сибири. Его движение на восток наблюдается последние десять лет».
Ученый пояснил, что очаг заражения деревьев был обнаружен несколько лет назад в Ново-Ленино, с тех пор насекомое распространилось по всему областному центру. «Похоже, что вспышка распространения моли достигла своего пика. Как и должно быть в природе, увеличение количества гусениц должно вызвать увеличение количества хищников, охотящихся на них. Возможно, что через некоторое время эта эпидемия пойдет на убыль, однако это не значит, что городу стоит прекратить борьбу с вредителем», – отметил Виктор Шиленков.
Также ученый опроверг мнение о том, что насекомое постоянно размножается, и поэтому борьба с ним бесполезна. Вредители спариваются только один раз в год. В этот период времени предполагается использовать один из способов борьбы с молью – феромонные ловушки – это небольшие коробочки с клейкими стенками и капсулой феромона внутри. Запах феромона должен привлекать самцов горностаевой моли, уничтожение которых приведет к снижению популяции бабочки. «Сейчас в ловушках используют синтетические аналоги естественному секрету, выделяемому молью. Такие ловушки позволяют отлавливать насекомых только одного вида и не вредить другим. Кроме того, такой способ борьбы с молью экологически безопасен, в отличие от химических и микробиологических препаратов для борьбы с бабочкой», – рассказал ученый.
Лариса Забродская уточнила, что в ближайшее время группой планируется произвести закупку феромонных ловушек в Москве. Стоимость одной ловушки – 50 рублей, на начальном этапе планируется закупить три тысячи таких коробочек. «В первую очередь ловушки будут развешены на территории детских садов – там, где просто невозможно применять химические средства для борьбы с вредителем», – пояснила Лариса Забродская. Отметим, на борьбу с бабочкой из регионального бюджета выделено около 5 миллионов рублей.
Ученые отметили, что до периода спаривания насекомых осталось около месяца – приблизительно через 10 дней из куколок появятся бабочки, которые отложат яйца к концу лета. Согласно жизненному циклу моли, всю зиму личинки должны находиться в коре деревьев, а весной, когда появятся почки, проникнуть в ткань зарождающихся листьев и начать активно развиваться. Те бабочки, которые не смогут спариться, отложат в кору яблонь неоплодотворенные яйца, из которых не появится потомство.
Вторым этапом борьбы с молью станет применение внекорневых подкормок – через листья с помощью опрыскивания городским деревьям планируется помочь восстановить силы после нашествия гусениц. Третий этап запланирован на октябрь – тогда в городе намечена оздоровительная обрезка веток больных деревьев. Пораженные ветви с отложенными гусеницами личинками планируется измельчить и уничтожить.
Напомним, в последнее время в Иркутске обсуждается предложение вырубить пострадавшие от вредителя деревья и заменить их на новые. Этот вопрос также был вынесен на депутатские слушания думы Иркутска. Тогда начальник управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Иркутска Владимир Чубук сообщил: «Срок жизни яблони 15-20 лет. Со временем культуру необходимо менять, обновляя зелёные насаждения в городе. Необходима планомерная работа по замене яблонь на более устойчивые культуры: груши, вязы, липы, ели. Более того, придёт время заменять городские тополя, срок жизни которых не превышает 60 лет, и уже сейчас большинство из них стоят с трухлявой сердцевиной».
Как отметила заместитель директора Ботанического сада ИГУ Светлана Сизых, вырубать деревья в Иркутске для борьбы с молью не имеет смысла. «В нашем городе растет сибирский вид яблони, его не просто так высадили здесь в таком количестве: дерево очень устойчиво к морозам и засухам, к загазованности воздуха и солям в почве. Иркутские яблони работают на улучшение экологической обстановки в городе, кормят птиц зимой. Кроме того, сибирские яблони очень быстро восстанавливаются от любого стресса, после нашествия моли они также обязательно восстановятся. А для того, чтобы деревья не смогли выжить после нашествия насекомых, нужно 5-7 лет такого стресса», – рассказала Светлана Сизых.
Почти 30% иркутских деревьев – сибирские яблони, из них поражены горностаевой молью 90%. Между тем, сотрудники МЧС сообщают, что в городе не может быть объявлен режим ЧС, поскольку иркутская бабочка не входит в государственный перечень опасных вредителей. Несмотря на уровень поражения деревьев, участники группы призывают горожан не рубить зараженные яблони. За уничтожение зеленых насаждений горожанам, напомним, грозит штраф за административное правонарушение, а сами яблони, уверяют эксперты, скоро снова покроются листвой.