РепринтЪ: Меняю пиво на героин
10 лет назад, летом 2003 года, Бабр писал:
"При "удачном" подборе дозы гашиша или героина можно легко управлять маршрутным такси две-три смены подряд, при этом не нервничать в ответ на капризные выходки пассажиров и быть в хорошем настроении – так считают некоторые водители маршруток, которые увлекаются тяжелыми наркотиками.
Если раньше иркутские гаишники возили в наркодиспансер на экспертизу водителей маршруток, увлекающихся пивом за баранкой, то теперь, по словам работников ГИБДД, маршрутчики переходят на гашиш и героин.
– Невероятно участились случаи наркомании среди водителей маршрутных такси, – говорит главный врач Иркутского нарконеврологического диспансера Виктор Москалев. – Раньше попадались с пивом, теперь алкоголем от них и не пахнет. Но работники ГАИ видят, что человек явно находится под наркотическим опьянением, ведет себя неадекватно. Его снимают с маршрута и привозят к нам.
Виктор Иванович подразделяет маршрутчиков-наркоманов на два типа: любителей гашиша и любителей героина. Предположительных наркоманов гаишники первым делом заставляют показать руки.
– Гашиш маршрутчикам удобен тем, что нет следов инъекции, – говорит Виктор Москалев. – В салоне не пахнет спиртным, а состояние близко к эйфории. Привычное употребление гашиша позволяет водить маршрутку по две-три смены подряд, чтобы заработать на хозяина и на себя. Возникает обманчивое чувство отсутствия усталости и скуки. Но нет предела человеческим возможностям – постоянное употребление гашиша приводит к изменению личности. Это неустойчивое состояние может довести до срыва, и тогда недалеко до аварийной ситуации.
Второй тип ненадежных водителей маршрутного такси – героиновые наркоманы. Таких гораздо меньше, чем гашишных, однако они появились, и число их растет.
– Все-таки опытные маршрутчики стараются не колоться, – продолжает Виктор Иванович. – Героином легко передозироваться. К нам частенько приводят наркоманов, которые не могут произнести ни тяти ни мамы.
Маршрутчики-наркоманы себе такого себе позволить не могут. Поэтому они строго подбирают такую дозу, которая позволит водить маршрутное такси. Эти люди знают, где можно купить проверенный героин, чтобы не было неожиданно заторможенного состояния. При маленькой дозе героина маршрутчики испытывают бодрость, приподнятое настроение, веселость, едва ли не любовь к своим пассажирам.
– Но чтобы оставаться в таком состоянии, им необходимо через какое-то время опять уколоться, – говорит Виктор Москалев. – Иначе реакция приобретают заторможенный характер, с таким непредсказуемым водителем ездить опасно.
Еще чаще гаишники доставляют в диспансер водителей частных такси, которые занимаются извозом без лицензии только ради того, чтобы заработать на дозу героина.
В Иркутске действуют даже наркотакси
Маршрутчики-наркоманы, как правило, ездят в черных очках, чтобы не было видно характерных для героинщиков узких зрачков.
Иркутская организация Красного Креста уже около года обменивает наркоманам шприцы. Схема такая: работники Красного Креста выезжают на наркоточки и выдают стерильные шприцы в обмен на использованные наркоманами, чтобы те кроме одной беды – наркомании – не приобрели вторую – СПИД.
– При обмене мы каждого новенького обязательно анкетируем, – рассказывает куратор акции Татьяна Евлампиева. – Анкета анонимная, вместо имени наркоманы получают коды: первую букву своего имени, первую букву имени мамы и несколько цифр – день и месяц рождения. Но в графе наркоманы должны указать род деятельности. В основном там значится "безработный". Но пять процентов наших наркозависимых – люди работающие. В основном это столяры, грузчики, разнорабочие, работники моргов и водители маршрутных такси. На обмен шприцов они приезжают прямо на своих маршрутках.
По одному только обмену шприцов сложно определить реальные размеры наркомании среди водителей маршрутного такси. Татьяна Евлампиева не считает, что это глобальное явление. Однако уже одно то, что иркутяне доверяют свои жизни наркозависимым таксистам, заставляет тревожиться.
– Водители маршрутного такси стараются не доводить свое пристрастие к героину до предела, – продолжает Татьяна Евлампиева. – Конченые наркоманы употребляют героин по 10–15 раз в день. Начинающие или устойчивые героинщики два раза в день – утром и вечером. Могут и среди рабочего дня, но ровно столько, чтобы не передозироваться, а чувствовать себя нормально. Хотя мы с вами знаем, что это в любом случае ненормально.
Особо остро в Иркутске никто проблему наркомании среди маршрутчиков не воспринимает. Поэтому никто и не борется с ней в корне.
Татьяна Евлампиева считает, что защитить иркутян от ненадежных водителей можно не жестоким истреблением наркоманов, а четкими правилами приема таксистов на работу. То есть работодателям необходимо проверять кандидатов на водительское кресло на наркозависимость не только при приеме на работу, но и каждый день перед их выходом на маршрут.
– Мне не нравится слово "борьба", – говорит Татьяна Евлампиева. – От наркомании никто не застрахован. Колются как маршрутчики, так и дети богатых родителей. Каждый находит в наркомании что-то свое. Мы не можем решительно взяться за выяснения реального числа наркоманов среди водителей маршруток. Наркоманы – люди трусливые. Их легко спугнуть. Мы можем им только хоть чем-то помочь. Перед нами все равны – и безработные наркоманы, и таксисты.
– На самом деле аварийные обстановки создают не только любители героина среди водителей маршруток, но и вообще все наркоманы за рулем, а их очень много. В Иркутске есть даже такой сервис – наркотакси. Наркоманы-таксисты оказывают своим собратьям по пристрастию определенную оплачиваемую услугу – довозят до наркоточки, а затем позволяют уколоться прямо в машине. Причем колются вместе и тот и другой.
По внешнему виду сложно определить, кто вас везет – наркоман или здоровый человек. Следы уколов они прячут, колются не в руки, а в пах, в шею, под язык, под ремешок часов, под мышку. Одна особенность отличает наркоманов – очень узкие зрачки, которые наркоманы между собой называют маковыми зернышками. Но и это отличие можно скрыть под темными очками."