Кайский синдром
100 с верхом лет назад Иркутская городская дума отвела Кайскую рощу под свалку. И список возмущённых официальным проявлением вандализма оказался очень короток: санитарные врачи, редакции местных газет и жители ближайших к роще улиц.
Ситуация разрулилась в 1910-м, когда пришла новая дума, и городским головой стал врач Жбанов, когда-то потрудившийся городским санитарным врачом. Любопытно, что сам он оставался в тени, а всю кампанию по спасению рощи провёл исключительно член управы Н. И. Лютоев, курировавший образование и окружающую среду. Николай Иванович был, конечно, талантливый менеджер, но за его решительными действиями явно ощущалась поддержка не только мэра, но и губурнатора и, что самое важное, генерал-губернатора. А в азиатском Иркутске чистота, порядок и пр. проявления добронравия воцарялись исключительно при жёсткой власти. К примеру, при таком сильном ген-губернаторе, как Николай Петрович Синельников, кайский узел вряд ли и завязался бы (таков был общий тон принятия решений и таков был авторитет начальника края). Как-то кто-то покусился на ветки деревьев на валу у набережной Ангары – и Синельников моментально отреагировал, причём, главный аргумент его был тот, что покусились на ОБЩЕСТВЕННЫЙ вал и служащие ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ деревья.
К чему это я? А к тому, что большие и малые узлы завязываются, когда вожжи спущены. И в этом смысле нынешний кайский узел чрезвычайно показателен. Ведомственные интересанты умело перевели ситуацию в правовое поле, где их позиции, должно быть, формально неуязвимы. Неформальный же фон слишком слабо выражен и вряд ли можно рассчитывать в скором времени на широкое движение общественности в защиту рощи. Деревья превращаются в пни гораздо быстрее, увы. И единственный, как мне кажется, выход – объединённое противодействие властей, городской и областной, законодательной. Просто как ответ на вопрос, кто в Иркутске хозяин: ведомства или собственно власть. Чуть было не написала «номинальная власть». Видимо, не случайно: сейчас на самом деле решается, номинальна она или реальна. Имеет какие-то точки роста или сходит, как кайские сосны, под пеньки.
Источник: