Жизнь как триллер, или Что ещё мы узнаем завтра
Депутаты городской думы решили подробнее узнать, что удалось сделать природоохранной прокуратуре Братска, и пригласили на заседание комиссии по экологии прокурора Дмитрия Петренева. Заседание состоялось 7 ноября, в этот день как раз исполнилось 4 месяца и 3 недели с тех пор, как в нашем городе появилось новое надзорное учреждение (согласитесь, это не такой уж большой срок).
Доклад прокурора был маловыразительным по исполнению, но чуть ли не сенсационным по сути. Если бы Дмитрий Петренев обнародовал «нарытые» за это время факты в каком-нибудь другом российском городе, где самым вредным предприятием является канатно-веревочное производство, его выступление попросту взорвало бы этот город. Но на братчан (вернее, на ту их часть, что присутствовала на комиссии), привыкших к «трешу и угару» в дни с НМУ (неблагоприятными метеоусловиями для рассеивания промышленных выбросов), а также к тому, что отношения города и предприятий-загрязнителей напоминают многосерийный триллер, который время от времени грозит превратиться в ужастик, так вот, на братчан поток «разоблачений» особого впечатления не произвел. То ли жизнь внутри триллера нас закалила, то ли мы и так обо всем догадывались.
Однако перейдем к докладу, а чтобы читатель не пропустил тех самых сенсационных фактов (тоже ведь тертый калач, поживи-ка всю жизнь бок о бок с вонючками мирового масштаба), автор будет выделять их полужирным шрифтом. Итак, несмотря на младенческий возраст и малочисленный состав (их там всего 9 человек), природоохранная прокуратура обследовала на предприятиях-загрязнителях каждую точку выброса вредных веществ и оценила каждую газоочистную установку – насколько она эффективна и соответствует техническим нормам и правилам.
В ОАО «РУСАЛ Братск» было выявлено 134 нарушения закона*, в филиале «ИЛИМ» - 18. В результате этих нарушений в воздух попадают вредные дурнопахнущие вещества, выпадают осадки в виде белого налета. На алюминиевом заводе в прошлом и нынешнем году 16 раз выбрасывали фтор в атмосферу (в то время как он должен был улавливаться). Природоохранная прокуратура пришла к выводу, что даты таких выбросов соответствуют дням, когда на улицах города появлялся белый налет. Ростехнадзор, призванный своевременно выявлять нарушения, делал это в отношении БрАЗа, по словам Дмитрия Петренева, ненадлежащим образом. Но не лень одолела Ростехнадзор, здесь другое: оказалось, что РУСАЛ предоставлял этому госучреждению преференции (особые условия), а именно – служебные кабинеты, организационную и иную сопутствующую технику, и все это безвозмездно, без договорных отношений. Прокурор подчеркнул, что мероприятия, которые должен провести РУСАЛ (теперь уже по решению суда), чтобы ликвидировать те самые 134 нарушения, вполне исполнимы и не требуют серьезных финансовых затрат.
Теперь уже всем известно, что тысячи кошек, справляющих малую и большую нужду, приходят в город со стороны ИЛИМа. Их полчища волшебным образом порождает новый СРК (содорегенерационный котел), имеющий более 120 блокировок, но не имеющий резервной горелки. Блокировки весьма чувствительны к производственному процессу и срабатывают при малейших отклонениях (например, скачках давления), а вместе с этим отключается и основное газоочистное оборудование. Поскольку резервной горелки нет, дурнопахнущие газы не сжигаются, как то положено, а выходят во всей своей запашистой красе, совершенно неочищенные, через технологические отверстия и попадают в атмосферу.
И хотя на одной из предыдущих комиссий по экологии директор филиала «Группа ИЛИМ в Братске» Раиса Бунеева уверяла, что никакого вреда здоровью братчан такие выбросы не наносят, горожанам стоит знать, что выбросы метилмеркаптана и сероводорода в атмосферу запрещены с 2003 года. Об этом прокурор упомянул в своем выступлении дважды. Названные вещества должны подлежать полному улавливанию и обезвреживанию, однако герои братского триллера чихать на это хотели. Мало того, что они не сообщали в надзорные органы о том, что предприятие работает без газоочистки (а делать это они были обязаны - для того, чтобы в городе были незамедлительно произведены замеры, сделана оценка того, насколько это опасно для населения, и приняты соответствующие меры), так они еще долгое время отпирались от того, что «производят» кошек, будучи же «припертыми к стенке», заявляли, что ничего страшного не произошло. Зачем люди берут такой грех на душу, бог весть.
Резервная горелка должна быть установлена к 15 декабря, то есть практически через месяц. Она должна включаться при останове основной горелки автоматически, в течение 120 секунд. Прокурор заверил участников заседания, что природоохранная прокуратура признает исполнение обязательства по установке резервной горелки только после того, как убедится, что все технологические тонкости соблюдены, то есть что резервная горелка действительно включается в работу в течение двух минут при останове основной горелки и что работает она эффективно. По словам Дмитрия Петренева, на это (т.е. на то, чтобы убедиться) потребуется два месяца.
Еще одна причина появления в воздухе резкого дурнопахнущего вещества – ненадлежащая работа газоулавливающей установки ТЭС при производстве и регенерации щелока. Природоохранная прокуратура также направила в Братский городской суд исковое заявление о том, чтобы обязать группу ИЛИМ провести экспертизу промышленной экологической безопасности газоочистного оборудования в выпарном цехе, чтобы привести его работу в эффективное состояние. Это тоже точка выброса вредных веществ (метилмеркаптана, сернистых соединений). «Если сказать прямо, - заявил Дмитрий Петренев, - в настоящее время ни мы, ни работники предприятия вообще не понимаем, как оно работает». Как и в случае с РУСАЛом, прокурор объяснил, что сроки исполнения судебных решений в отношении ИЛИМа обоснованы, все меры исполнимы и не требуют значительных денежных вливаний, модернизации производства и т.д.
И это еще не все. Исковое заявление подано в отношении санатория «Братское взморье». По решению суда санаторий обязан реконструировать систему сточных и дренажных вод. В настоящее время санаторий сбрасывает в Братское водохранилище неочищенные канализационные воды, в результате чего по некоторым показателям происходит превышение предельно допустимых концентраций более чем в 36 раз. Это очень серьезно, подчеркнул прокурор.
Ситуацию, связанную с деятельностью Братской и Усть-Илимской ГЭС, Дмитрий Петренев вообще назвал глобальной: на станциях необходимо установить защитные сооружения, поскольку при проходе воды через плотины происходит массовая гибель рыбы. В результате на дне водохранилища гниют тонны рыбы и планктона, это влияет на водно-экологические ресурсы и качество воды.
Наконец, природоохранная прокуратура планирует инициировать проверки в Роспотребнадзоре и Ростехнадзоре с тем, чтобы выяснить, как эти учреждения проводили экологический мониторинг. Дело в том, что все замеры резко расходились с истинным состоянием атмосферы, при выявлении нарушений эти учреждения не принимали необходимых мер.
Источник: Газета "Горожанин"