Сточная канава вместо Ушаковки
Когда с ведома и даже разрешения администрации Иркутска в областном центре начали вырубать рощи, чтобы освободить участки земли для строительства жилых домов и всяких разных автомоек-автозаправок, некоторые граждане сделали для себя определенные выводы. А именно: чиновничья команда, руководимая мэром Владимиром Якубовским, очень спокойно относится к проблемам экологии.
Может быть, в этом равнодушии и кроется причина того, что Иркутск давно и по праву входит в список самых неблагоприятных в экологическом плане городов России? По мнению депутата иркутской городской думы, основателя и лидера общественной региональной организации "Мой город" Юрия Коренева, некоторые городские чиновники не проявляют желания заниматься проблемами, от которых зависит здоровье иркутян и, соответственно, безопасность их жизни.
-- Отнюдь не случайно я начал вплотную заниматься проблемами чистоты или, если хотите, загрязнения областного центра, -- сказал Юрий Диомидович. -- На депутатский прием ко мне приходит немало людей, очень обеспокоенных общим экологическим неблагополучием Иркутска. Они совершенно справедливо считают, что город надо срочно спасать, и искренне удивляются тому, что мэр со своими чиновниками не хотят видеть очевидного. Между тем очевидно, что наш любимый Иркутск медленно, но верно превращается в большую помойку. Было бы несправедливо в этом обвинять лишь нерадивых жителей, которые позволяют себе разбрасывать всякий хлам где попало, потому что не хватает контейнеров для мусора или урн. В гораздо большей степени в опасном загрязнении улиц и дворов повинны, говоря казенным языком, не физические, а юридические лица.
Мы знаем, что в период сильных дождей ливневые канализации Иркутска не справляются со своими задачами, потоки грязной воды текут по улицам и тротуарам. То есть проблема существует, но как она разрешается? Складывается впечатление, что никак... Строится комплекс жилых домов на площади Декабристов, возводится жилье на улицах Советской, Красноказачьей, Поленова... Канализационные системы в этих районах города и без того перегружены, а строители, строя элитные дома, решают сэкономить, судя по всему, на канализации. Может, строительные фирмы обманывают администрацию города, которая согласовывает им застройку, может, администрация делает вид, что ничего об этом не знает?.. Факт остается фактом: рядом с рекой Ушаковкой протекает еще одна маленькая речушка, которую в народе называют Говнянкой. Это название не случайно: по речушке сплавляются фекалии из близлежащих жилых кварталов. Но это почему-то не волнует ни мэра Якубовского, ни его соратников по муниципальной власти.
-- Река Ушаковка тоже подает сигнал SOS. Недавно все телеканалы Иркутска показали видеосюжеты о том, что берега Ушаковки обильно засоряются строительным мусором...
-- Сама Ушаковка сигнал SOS подать не в силах, это пришлось сделать мне. Первый запрос мэру Якубовскому я направил в октябре 2003 года. Вот что я писал градоначальнику:
"Ко мне поступают обращения от жителей Куйбышевского района с требованием прекратить незаконное строительство на правом берегу реки Ушаковки, а также перестать засорять территорию строительными отходами возле нижней ушаковской дорожной развязки. Как вы знаете, пойма реки Ушаковки, согласно программе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия г. Иркутска, считается зоной пассивного отдыха горожан и, следовательно, требует особого соблюдения экологических норм... Грунт, который завозится при освоении площадки, содержит много строительного и бытового мусора. Учитывая, что уровень реки Ушаковки поднимается и подмывает грунт, возникает угроза массового заражения инфекционными и паразитарными заболеваниями. Прошу вас принять меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности горожан".
-- Какова была реакция мэра Владимира Якубовского на ваш запрос?
-- Никакой! Не дождавшись от мэра ни ответа, ни привета, я в середине января направил ему еще одно письмо аналогичного содержания. И снова Якубовский отмолчался. Мне пришлось вынести эту проблему на депутатские слушания. Однако мэр с упорством, достойным лучшего применения, опять ушел от прямого нелицеприятного разговора. Он сказал, что вопрос с рекой Ушаковкой и засорением ее берегов носит частный характер и его надо решать в частном порядке.
-- Так и сказал?! То есть захламление реки, на берегах которой отдыхают взрослые и дети, в прогревающихся водах которой купаются иркутяне, рискуя подхватить заразу, градоначальник Якубовский считает частным делом! А чье же это частное дело? Депутата Коренева? Мэра Якубовского? Или того жителя города, который, окунувшись в Ушаковку, подхватит холеру или дизентерию?
-- Владимир Викторович не стал уточнять, чей это частный вопрос. Он просто исключил его из плана работы депутатов на первое полугодие 2004 года. И все! Дескать, будь что будет с этой речушкой. С таким наплевательским отношением к важнейшей социально-экологической проблеме я согласиться не мог и написал письмо прокурору Куйбышевского района. В нем я изложил суть вопроса, сообщил, что обращался с официальными письмами к мэру, но ответа не получил. Мое обращение к прокурору заканчивалось так: "Принципиально ситуация не меняется, продолжается завоз строительных отходов и несанкционированное строительство, грубо нарушается законодательство РФ в области охраны окружающей среды, земельного законодательства, градостроительства. Прошу вас в порядке надзора принять необходимые меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности горожан". Тут уж муниципальным чиновникам некуда было, как говорится, деваться, и им пришлось создать комиссию по расследованию фактов, изложенных в моих запросах. В ее состав включили и меня, как депутата...
-- Что же выяснила комиссия?
-- Какого-то особого расследования делать не пришлось. С одного взгляда было понятно, что на берега Ушаковки вывозятся останки того старого дома, который возле Центрального рынка купила и снесла фирма "Фортуна". Одно дело -- вывозить этот хлам на официальную свалку, нести солидные затраты и совсем другое -- сваливать его в центре города. Это и быстрее, и дешевле. Территория, на которую вывозится мусор, была заблаговременно огорожена той же "Фортуной". С какой целью? Ответ на этот вопрос прозвучал на официальном мероприятии с участием городских чиновников, общественности, руководителей муниципальных учреждений, в том числе школ и больниц. Отчитывался глава администрации Правобережного округа Иркутска Николай Хиценко. Дали слово хозяину фирмы "Фортуна" Павлу Анатольевичу Чекотову. Он сказал, что фирма "Фортуна" сама может успешно строить и улучшать благополучие горожан, лишь бы ей не мешали. В качестве яркого примера такого умения он привел отсыпку берега Ушаковки строительным мусором. По его словам, тут вырастут здания, которые украсят город. Особо добавил, что, если бы не было таких депутатов, как Коренев, Иркутск был бы еще лучше. Чекотов сказал также, что надо делать все для того, чтобы люди, подобные Кореневу, не попадали в депутаты.
По моему убеждению, умелый и удачливый предприниматель Чекотов просто пытается перевести этот конфликт на личные отношения. Я же считаю, что в стране существуют законы, которые надо соблюдать всем, в том числе и безработному, и депутату Кореневу, и президенту фирмы "Фортуна" Чекотову. Если Павел Анатольевич хочет начать застраивать правый берег реки Ушаковки, то должен в установленном порядке получить на это разрешение и провести все согласования. И отсыпку территории проводить только теми материалами, на которые существуют разрешения.
С заключительным словом на отчете Николая Хиценко выступил Якубовский. Мэр по традиции обошел своим вниманием захват земельного участка и засорение берега реки: видимо, для него эта проблема не приоритетна.
-- Вполне возможно, что мэру приходится решать некие глобальные вопросы, которые несравнимы с проблемами городской экологии и безопасности жизнедеятельности горожан. Но мы-то, иркутяне, должны как-то защищать свое право на здоровую жизнь...
-- Выход может быть один. Уповать на городских чиновников нам нельзя. Мы должны, осознав свою роль в защите экологии города, объединиться и сообща отстаивать свои жизненные интересы. Если не будет действенного гражданского контроля за деятельностью администрации Иркутска, наш город так и будет скатываться к уровню помойки.
-- По-вашему выходит, что муниципальная власть нуждается в том, чтобы ее подталкивали, вынуждали выполнять возложенные на нее функции?
-- Посудите сами: чтобы была сформирована комиссия по расследованию фактов загрязнения берегов реки Ушаковки, мне понадобилось написать два официальных письма мэру и одно -- прокурору. Причем переписка затрагивала одну-единственную проблему. А взять состояние наших дорог и улиц, особенно в зимний период? Кто-нибудь когда-нибудь подсчитывал, сколько рук и ног поломали иркутяне на нечищенных, обледенелых тротуарах и улицах? А сколько ДТП с последствиями для здоровья и даже с потерей жизни наших земляков случилось в областном центре из-за сплошного гололеда?..
Я пытаюсь найти решения, предлагая городской администрации варианты, по поводу разгрузки Нижнеушаковской развязки, на которой практически ежедневно случаются аварии. В этом году все-таки вырисовывается некоторое решение проблемы, но это удалось лишь благодаря трехлетней переписке с властями и напряженной депутатской работе.
Или вот еще актуальная тема: захват земельных участков. На берегу Ушаковки недавно построили АЗС и другие сооружения для обслуживания автотранспорта. Согласовывал ли кто-нибудь это строительство? Не знаю, однако ко мне как к депутату никто не обращался. Как владельцы АЗС обошлись без моей визы? Кто посчитал, что она -- лишняя? Может, мэр и его заместители ничего об этой АЗС не знают? Но тогда возникает другой вопрос: да они ли являются хозяевами города Иркутска?.. По всему городу землю захватывают различные граждане и компании, огораживают участки, начинают строить особняки. Эти захватчики ничего не боятся, потому что уверены: они всегда смогут выправить нужные документы. Мне говорили, что существуют специальные фирмы, которые берутся через суд узаконить незаконное. Лично я не знаю ни одного случая, когда городская власть решилась бы снести незаконное строение. Разве это не говорит о бессилии или равнодушии власти?
Заканчивая нашу беседу, Юрий Коренев сказал:
-- И все-таки неравнодушные люди на берегах Ангары и Ушаковки еще не перевелись. Не все они являются членами общественной организации "Мой город", но это ничего не значит. Всех нас объединяет одно желание: сохранить Иркутск для потомков таким, каким мы его знаем и любим, -- городом с богатым историческим прошлым, с архитектурными памятниками, с интеллигентными жителями, с тенистыми улицами и чистыми водами наших рек. Мы будем бороться за наш Иркутск!