Прощай, дорогой рубль!
Четыре главных вопроса о судьбе российской валюты.
С начала нынешнего года рубль обесценился почти на 5%. Вместо 30,5 рубля за доллар дают почти 35, за евро — 47,5 вместо прежних 45. «РР» разбирался, почему российское правительство допустило девальвацию, что она даст экономике и что принесет каждому из нас.
1. Почему вообще рубль падает?
Самый простой ответ — потому что Центральный банк перестал заниматься поддержанием его курса. О переходе к стратегии плавающего рубля ЦБ объявил еще летом 2010 года.
— А с прошлого октября, — поясняет Михаил Крылов, директор аналитического департамента United Traders, — государство не представлено на валютном рынке. Сейчас идет большой эксперимент: ЦБ отказался от валютных интервенций. Они и раньше ежедневно составляли всего около 500 миллионов долларов, и при объеме нашего рынка 8 миллиардов долларов в день удержать ими было ничего невозможно. Но отказ от интервенций был важным для инвесторов символическим шагом: смотрите, теперь вы сами определяете курс валюты.
Поэтому ключевой вопрос — почему вдруг ЦБ пошел на смену привычной стратегии? В середине января Центробанк опубликовал предварительную оценку платежного баланса страны, который оказался худшим за последние 11 лет. Звучит, конечно, угрожающе, но в действительности речь идет всего лишь о заметном уменьшении его профицита: продаем мы все равно существенно больше, чем покупаем. То есть вроде как беспокоиться не о чем: по всем базовым законам макроэкономики при положительном балансе, пусть даже уменьшающемся, национальная валюта растет или как минимум не падает.
Загвоздка, однако, в том, что вот уже многие годы рубль искусственно переоценен.
— Номинальный курс с конца 1998 года хоть и колебался, но в итоге изменился незначительно, тогда как наши цены в 1999–2008 годах росли ежегодно в среднем почти на 16%, в то время как в США и зоне евро — всего на 2–3%, — объясняет известный экономист, профессор Российской экономической школы Владимир Попов. — Так что реальный курс рубля, то есть отношение наших цен, переведенных в доллары и евро по официальному курсу, к американским и европейским, повысился почти в три раза.
На то была многолетняя установка правительственных либералов, привитая со времен «шоковой терапии»: главное — стабильность рубля, а остальное приложится.
С затягиванием кризиса в правительстве и ЦБ, кажется, наконец поняли, что издержек консервативной политики все-таки значительно больше, чем ее стремительно тающих плюсов. Например, на обеспечение стабильности рубля приходится постоянно тратить валютные резервы, которые в начале этого года составили минимальную с марта 2011 года величину.
Между тем девальвация была почти неизбежна.
— Наша инфляция, нравится нам это или нет, — утверждает Попов, — выше, чем на Западе, и поэтому просто для поддержания конкурентоспособности наших товаров нам надо постоянно девальвировать рубль — в среднем именно на столько, на сколько наша инфляция выше западной.
И в этой ситуации государство приняло политическое решение действовать вопреки известной пословице — перекреститься до того, как грянул гром. То есть упали цены на энергоносители — отпустить рубль и тем самым все-таки стимулировать производство. Это выгодно нашим экспортерам, потому что сокращает производственные и налоговые издержки внутри страны.
2. Сколько в итоге будут стоить доллар и евро?
Финансисты хорошо знают, что прогнозировать курс национальной валюты — дело неблагодарное. Уж слишком много внешних факторов влияет на ее конечную стоимость. Но вот в ближайшие пару месяцев, по мнению Михаила Крылова, падение рубля, возможно, приостановится, и он даже укрепится. Дело в том, что на российскую валюту ожидается повышенный спрос во время Олимпийских игр, а также в связи с тем, что экспортеры будут активно скупать ее, чтобы рассчитаться по прошлогодним налогам.
Так что хороший шанс купить дешевеющую иностранную валюту еще представится. И им, вероятно, стоит воспользоваться. Ведь, уверен заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин, если внешняя конъюнктура не изменится, то к концу года доллар будет стоить от 36 до 38 рублей, а то и выше. Евро, соответственно, может достичь отметки 50–52 рублей.
3. Кто выиграет от падения рубля?
— Станет намного выгоднее экспорт, особенно для продукции с высокой степенью обработки, — поясняет Миркин. — Намного легче будет заниматься импортозамещением. Импортировать может стать дороже, чем производить внутри России. Для иностранцев станет дешевле российская рабочая сила, и это значит, что мы станем чуть-чуть конкурентоспособнее для прямых инвестиций из-за рубежа. А мы очень нуждаемся в этих инвестициях для модернизации.
В общем, для развития российской экономики от всего происходящего одна радость.
4. Чего ждать нам с вами?
А вот нам, гражданам, все это сулит большие трудности. По крайней мере в ближайший год.
— Больше всех от падения курса рубля потеряют наемные работники, — констатирует Владимир Попов.
Дороже станут импортные товары, а в итоге и все товары повседневного спроса. Вырастут тарифы на ЖКХ и транспорт, менее доступным для россиян станет отдых за границей, так как подорожает необходимая для него валюта.
Все это неизбежно, вопрос только в темпах. И тут многое будет зависеть от качества государственного менеджмента. Если девальвация не станет лавинообразной, то падение наших доходов в обозримом будущем будет компенсировано ростом производства, открытием новых рабочих мест, развитием инфраструктуры.