Бирюсинский майдан. Часть I
Писать о сложившемся в Бирюсинске весьма серьёзном политическом противостоянии очень сложно. Слишком туманные и запутанные обстоятельства, безымянные кукловоды, масса противоречивых фактов. Всё это позволило прийти к выводу: мэр Светлана Сучкова обязана уйти в отставку.
Давайте попробуем вместе разложить всё по полочкам и максимально беспристрастно разобраться в фактах.
Итак, 27 февраля в центре досуга «Надежда» прошёл отчёт главы администрации городского поселения Светланы Сучковой о работе в 2013 году. Подобные мероприятия проходят ежегодно во всех муниципальных образованиях страны (включая заброшенные деревеньки) и регламентируются федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон этот действует с начала 2006 года, стало быть, народ уже должен попривыкнуть к тому, что их «главы сельсоветов», мэры и прочие ежегодно рассказывают о своих достижениях.
Что по факту представляют собой эти мероприятия? Фигурант, вооружившись информацией о результатах деятельности в истёкшем году, встаёт перед микрофоном и начинает заунывно зачитывать подготовленный специалистами текст. В этом тексте много цифр и фактов о достижениях (чаще) и о поражениях (реже), о положении дел в экономике муниципалитета, в социальной сфере и проч.
И здесь очень многое зависит от природных талантов докладчика. Знаете ли: можно ведь и захудалый полусгнивший ларёк с просроченным соком назвать «торговым предприятием». Можно заслуги бизнеса и вышестоящей власти выдать за свои. Можно красиво оперировать фактами о том, что отремонтировано целых два километра канализационных труб, но при этом «забыть» сказать, что ещё 800 километров напрочь сгнили и, простите, в городе дурные ароматы.
Не станем укорять их за это. Они жертвы порочной человеческой природы. Но Светлана Сучкова всё-таки талантливый докладчик.
Если выложить её речь в Сеть, сдобрить текст красивыми фотографиями местного фотографа, - народ со всей планеты ринется на ПМЖ в Бирюсинск, ибо нет краше города на свете. На самом деле городишко этот сегодня – сплошное разочарование и депрессия.
Люди, попавшие на такой отчёт, обычно начинают засыпать на второй странице. Когда докладчик дочитывает четвёртую страницу, спит уже половина аудитории. Это если сильно утрировать. Потому что на отчёте Светланы Сучковой я, к примеру, начал зевать только на 13-й минуте. А мой шикарный друг из районной администрации – заммэра по соцполитике Юрий Кириллов – оказался гораздо более стойким: его веки не выдержали тяжести свинца только на 30-й минуте. Остальные не спали. Они сюда пришли воевать. А на войне, задремав, и штык в бок получить недолго. Или как минимум пропустить важное контрнаступление.
На отчёты обычно приходят либо бездельники, либо болеющие душой за жизнь своего населённого пункта граждане. Обычно такие сборища широкого резонанса не вызывают. Например, на прошлогоднем отчёте мэра Тайшетского района присутствовало человек 200. Две трети из них – всевозможные чиновники, приближенные и прочие заинтересованные. Не тот у нас менталитет, не доросли до того, чтобы спрашивать с чиновников. Правда, бирюсинцы – явные переростки.
Здесь было сильно наоборот. Пришло очень много простых неравнодушных людей и, естественно, весь цвет местной интеллигенции. Одни прибыли, чтобы принять участие в принародной казни Сучковой (и таких было большинство), другие – чтобы не дать этой казни свершиться. Равнодушных не было точно. Ни единой души из полутора сотен человек!
Показуха, рисовка и вообще игра по сценарию? Безусловно, вчера и это имело место. Но искреннего, неподдельного, подлинного было гораздо больше. Оно доминировало. Люди устали. Бирюсинск в психозе.
Глава администрации в пределах часа убаюкивала публику информацией о жизни города, носящей преимущественно позитивный характер. На середине речи у неё пересохло в горле, но этого никто не заметил: водички Сучковой не подали. Сама она стойко пережила эту неприятность.
А после начался политический триллер. К микрофону вышла зампредседателя местной думы Людмила Банадысева. Она очень подробно и достаточно аргументированно поведала о том, почему считает деятельность главы администрации неудовлетворительной и даже вредной.
В качестве примера привела недавний скандал, учинённый администрацией, с местным теплоснабженцем МУП «ТВК». Высказала недовольство качеством очистки города от снега. Вспомнила предвыборные обещания жертвы. Указала на невероятную оторванность власти от народа. И всё в таком духе.
Следующая выступающая – депутат Светлана Машукова – было менее многословна, но столь же категорична. В деятельности главы она не узрела ни единственного позитивного момента и также указала на недовольство населения главой: «Все инстанции завалены жалобами на Сучкову».
Последний факт действительно имеет место. У г-жи Сучковой совершенно нет времени на то, чтобы выполнять работу, за которую она получает зарплату. Г-жа Сучкова пропадает в прокуратуре, где на неё уже скопилась не одна папочка. Начавшаяся в январе прокурорская проверка деятельности администрации продолжается до сих пор. И, судя по всему, её результаты не сулят главе ничего хорошего.
Зал между тем уже разрывался от эмоций. Раздавались редкие, но уверенные голоса в защиту главы. Но чаще это были обвинения. Или вопросы, на которые ответа никто никогда не даст. Мероприятие осторожно превращалось в базар, а дежурившие в коридоре трое полицейских почему-то перестали улыбаться. Может, просто анекдоты кончились.
Сучкова как могла держала удар и к минеральной воде не прикасалась. Вообще-то говоря, она достаточно умело и аргументированно отбивала летевшие отовсюду в неё раскалённые стрелы.
Говорила о дефиците средств в бюджете, о несовершенстве российского законодательства, указывала, что люди не всегда справедливо оценивают её деятельность. Только в вечной любви и верности уже не клялась. Не тот случай.
А сменяющие друг друга на сцене ораторы несли разную тональность выступлений. Самой грустной для Сучковой минутой была та, когда со сцены прозвучала информация о том, что прокуратура подтвердила: уже будучи избранной главой администрации Светлана Сучкова продолжала калымить на адвокатской ниве.
Из документа следует, что удалить главу администрации возможно по решению местной думы. В нашем случае это не пройдёт. Из десяти депутатов только двое точно проголосуют за отставку Сучковой. Если, конечно, вопрос вообще дума поднимет, что очень и очень вряд ли.
Второй вариант – это волевое решение губернатора. Тут просто без комментариев.
Помимо депутатов – районных и городских, местных общественников и прочих, явно выполняющих чей-то политический заказ, госпожу Сучкову ненавидит и народ. Понятно, что далеко не весь, но подавляющее его большинство.
Ненавидит народ её просто за то, что она не местная. Сучкова – из Тайшета. В Тайшете она живёт и празднует, а в Бирюсинск ежедневно ездит на работу. (Понятное дело – не на маршрутке; иначе бы местные маршрутчики, которые берут за проезд в одну сторону 31 рубль 60 копеек, не набивали бы людей в микроавтобусы как сельдей в бочку. Это, однако, лирическое отступление – вовсе не булыжник в огород Сучковой, а намёк гаишникам заняться проблемой, оказывающей прямое влияние на безопасность движения).
«Неместность» главы Бирюсинска, по мнению некоторых здешних наблюдателей, является главной причиной крайне отрицательного отношения народонаселения к ней. Всё, что бы ни делала Сучкова, ей ставят в вину. И даже если она собственноручно превратит этот сумбурный городишко без начала, конца и середины в город-сад, - всё равно останется плохой. И количество недовольных будет явно доминировать над числом её сторонников.
Почему? Да просто потому, что в период избирательной кампании г-жа Сучкова недальновидно пообещала людям в случае избрания переехать в Бирюсинск. Разве ж она знала, что такими словами разбрасываться нельзя, и что именно их неисполнение станет определяющим фактором в отношении избирателей к ней?
И здесь для хотя бы частичного понимания картины нам необходимо обратиться к истокам. Не к корням Сучковой, утверждающей, что она родилась в Бирюсинске (но при этом ни одна душа не помнит ни её предков, ни её саму), а к истории той избирательной кампании.
В скандальных выборах в октябре 2012 года приняли участие 33,21% избирателей Бирюсинска. Светлана Сучкова набрала чуть больше 36%. А в численном выражении – 872 голоса.