Сибскановские миллионы
В разгар весны, которая в Иркутске еще не наступила, в те дни, когда солнце пытается окончательно растопить лед, а у многих блаженных начинается пик сезонного обострения, перед иркутянами разворачивается грандиозный спектакль под названием «Я тобой руководил, я от тебя и уйду!» Это уже далеко не премьера, это вдохновенная игра на бис. В главной роли—человек, в течение двух лет привыкший исполнять одновременно две главные роли—президента и главного тренера—в иркутском хоккейном клубе «Сибскана-Энергия».
В нашем спектакле, как и в знаменитой пьесе Гоголя, действие начинается со слов «К нам едет ревизор!» Правда, зрители, в том числе и посетители VIP-ложи, об этом даже не догадываются, ведь фраза была произнесена за кулисами. Публике лишь постоянно намекают на какие-то закулисные игры.
Воспользуемся кратковременным антрактом и заглянем за те самые кулисы, чтобы увидеть лица наших действующих лиц (простите за каламбур) в самый неподходящий для них момент—когда они без грима и когда не произносят хорошо заученный текст.. А поможет нам в этом документ, о котором ходило много разнообразных слухов, но который нигде так и не был обнародован. А зря, ведь в нем так много любопытного... У кого-то он вызовет шок, у кого-то—чисто профессиональный интерес, кто-то, возможно, представит после его прочтения Рио-де-Жанейро, белый пароход и монументальную фигуру Остапа... Впрочем, оставим все лирические отступления и вернемся к сути вопроса. Хоть документ и называется неказисто, для отдельных персонажей эта штука окажется посильнее, чем «Фауст» Гете. Итак, откроем «Справку по результатам проверки целевого использования денежных средств АНО «Хоккейный клуб Сибскана», которая на днях попала в распоряжение редакции «Байкальских вестей»...
В конце февраля 2004 года, а именно 25-го числа, в «Сибскане» начинается аудиторская проверка, которая должна выяснить, по назначению ли расходует клуб те миллионы рублей, которые выделяются генеральным спонсором «Сибсканы-Энергии»— открытым акционерным обществом Иркутскэнерго—на содержание команды. Этих миллионов ни много ни мало—аж 90 (именно такую цифру годового бюджета озвучили перед началом хоккейного сезона). А когда денег много, их, как известно, нужно пересчитывать с особой тщательностью.
Проверка проходит почти месяц и заканчивается 20 марта. Однако ее результаты становятся известны чуть раньше: просто комиссии всегда требуется какое-то время, чтобы окончательно и с полным обоснованием каждого пункта все оформить.
Отложим в памяти последнюю дату и вычтем из нее примерно неделю. И вернемся к заключительному в этом году домашнему матчу «Сибсканы-Энергии», после которого и разгорелся весь сыр-бор. Именно в тот день Сергей Лихачев заявил в интервью телекомпании «Аист» о том, что уходит из клуба. «Это вопрос решенный», -- сказал он. А день, какой был день тогда?! -- прямо по Высоцкому воскликнем мы. Ах да—воскресенье, 14 марта...
Чуть позже в программе «Вести-Иркутск» президент и главный тренер подтвердил свою решимость.
-- Сергей Евгеньевич, какие планы на будущее? -- спросила его журналист.
-- Какое будущее, его нет! Я говорю, что уйду, на 200 процентов. А куда... Это всем интересно знать, но подождите немного.
Впрочем, уже через несколько дней Лихачев заговорил по-другому. 18 марта (за два дня до окончательного оформления итогов финансовой проверки) в газете «Автомаркет» он признается, что никуда уходить не хочет.
-- Сергей Евгеньевич, тогда непонятны мотивы вашего решения...—удивляется репортер.
-- Я объяснил генеральному директору Иркутскэнерго, что не могу работать в такой обстановке.
Так что же произошло за эти дни? Почему единоличный руководитель «Сибсканы» (вернее, не такой уж единоличный: его жена Ирина Лихачева тоже занимает руководящую должность в клубе—является директором по общим вопросам), который два с половиной сезона распоряжался и финансами, и игроками команды и, естественно, должен отвечать за все, что здесь происходило, сначала был полон решимости уйти, затем начинает сомневаться в собственном уходе, а в конечном счете ситуация заходит так далеко?! И в какой такой обстановке не может работать Сергей Лихачев?..
Чтобы это понять, наверное, нужно сказать о том, в какой обстановке он может и умеет работать. Обратимся к выводам комиссии, которая осуществляла финансовую проверку ХК «Сибскана». Там, в частности, сказано: «В приказы на выплату премий включался президент клуба Лихачев С.Е., тогда как, согласно заключенному с ним контракту, выплата ему премий должна производиться по решению совета клуба... Без решения совета клуба президенту было начислено и выплачено в период с 2002 по 2004 год премий на сумму 528 275 рублей».
Интересно, кто подписывает приказы в хоккейном клубе, если не его президент Сергей Лихачев?! Мы не заостряем особое внимание на суммах премий, для сравнения лишь скажем, что игроки абаканских «Саян» Михаил Бральгин и Иван Кунстман были куплены «Сибсканой» у этого клуба за 180 000 рублей каждый. В течение сезона Сергей Евгеньевич неоднократно заявлял, что у клуба не хватает средств на покупку нормальных игроков. А ведь если бы не незаконно начисленные ему премии, можно было б еще прикупить парочку-тройку Кунстманов и Бральгиных...
Кстати, о сделках купли-продажи. В них, оказывается, тоже не все так гладко. Вот к какому выводу пришли проверяющие:
«В июне 2002 года у хоккейного клуба «Абакан-Саяны» был куплен игрок Бральгин М.В. за 180 000 рублей, и с ним заключен контракт. Согласно условий контракта, данному игроку были выплачены подъемные в сумме 344 827 рублей. Затем Бральгин М.В. по распоряжению президента клуба (договор от 17.11.2003, б/н) был передан в аренду обратно в хоккейный клуб «Абакан-Саяны» за денежную компенсацию в сумме 120 000 рублей.
Также 1 июня 2003 года игрок Кунстман И.В. был приобретен у хоккейного клуба «Абакан-Саяны» за 180 000 рублей, и с ним заключен контракт. По контракту данному игроку было также выплачено подъемное пособие в сумме 344 827 рублей. Впоследствии Кунстман И.В. по распоряжению президента клуба (договор от 20.12.2003, б/н) был передан в аренду клуба «Абакан-Саяны» за денежное вознаграждение в сумме 60 000 рублей.
Только на данных сделках с хоккейным клубом «Абакан-Саяны» ХК «Сибскана» нанесен материальный ущерб в сумме 829 654 рубля (180 000 + 344 827 - 120 000 + 180 000 + 344 827 - 60 000)».
Весьма оригинально получается. Конечно же, многие жители Иркутска искренне переживают за абаканский хоккей, но, оказывается, некоторые—до такой степени, что готовы фактически финансировать не столь благополучные в финансовом плане «Саяны».
Любовь Сергея Лихачева к Абакану и абаканцам в какой-то момент вообще может показаться очень и очень странной: ладно бы его родной город Кемерово, но тут—столица Хакасии, которая вовсе не фигурирует в его биографии. Тем удивительнее, что «на должность тренера-селекционера команды был принят Черных Александр Сергеевич (приказ N 3 от 01.07.02 г.) без предъявления трудовой книжки. Трудовую книжку ему завели новую, как впервые поступающему на работу гражданину... Черных А.С. родился 21.09.1952 г., т.е. он на дату поступления на работу имел стаж работы и трудовую книжку, которую не предъявил при приеме... В личной карточке Т-2 указано, что Черных А.С. проживает в г. Иркутске по улице Лермонтова... а фактически он постоянно проживает в г. Абакане... и является сотрудником федерации хоккея, но при этом ему ежемесячно в табеле проставлялись рабочие дни и выплачивалась заработная плата. Сумма незаконно выплаченной заработной платы за период с июля 2002 г. по январь 2004 г. составила 398 983 рубля». Вот вам деньги еще на двух игроков, но это—так, к слову...
Александр Сергеевич Черных действительно живет в Абакане. До 2002 года он работал хоккейным судьей, после чего завершил карьеру в связи с достижением 50-летнего возраста и стал инспектировать матчи по хоккею с мячом среди команд высшей лиги. Если Черных, как выяснилось, работал в «Сибскане» тренером-селекционером, не он ли, случаем, «сосватал» нам весьма сомнительную покупку двух абаканских игроков?! Теперь сложим две цифры -- 829 654 рубля (ущерб от покупки Бральгина и Кунстмана) и 398 983 рубля (зарплата Черныха) и получим... 1 миллион 228 тысяч 637 рублей! Именно такая сумма утекла сквозь пальцы в результате деловых контактов Сергея Лихачева с абаканскими друзьями...
Как известно, где друзья—там и веселая компания. Вот еще одна цитата из «Справки...»: «К авансовым отчетам за командировку отдельные должностные лица прилагали счета с ресторанов и чеки на приобретение водочных изделий в магазинах... В отдельных случаях в договорах указывалось, что заказчик рассчитывается с хоккейным клубом своей продукцией. При этом контроль за ее поступлением и расходованием не был организован на должном уровне. Так, согласно договора от 01.09.2003 г., заказчик ООО «Сервико» хоккейному клубу «Сибскана» за предоставленные услуги по рекламе должен был перечислить 100 000 рублей. На дату начала проверки денежные средства на расчетный счет хоккейного клуба не поступили. Встречной проверкой 17.03.2004 г. установлено, что организацией 75 000 рублей оплачено за услуги сауны «Лабиринт», но при этом подтверждающих документов, кто и когда пользовался данными услугами, не представлено...»
И наконец, «в проверяемый период главным бухгалтером допускались неоговоренные исправления и подчистки в кассовых документах, а также производились выдачи наличных денег из кассы лицам по расходным кассовым ордерам, но при этом в них не указывались основания для выдачи денежных средств... При проверке счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» были выявлены представительские расходы в сумме 1 750 000 рублей. Подотчетным лицом является администратор команды Домышев С.В. (карточка счета 71.1 Домышев С.В. представительские— приложение N 6). Данные представительские расходы документально не подтверждены и числятся в подотчете: отсутствует приказ по представительским расходам, утвержденные сметы представительских расходов, авансовые отчеты и документы, подтверждающие произведенные расходы».
Наверное, нет смысла перечислять все вскрытые проверкой нарушения: достаточно привести, как принято говорить у юристов, резолютивную часть документа, то есть выводы, сделанные комиссией.
Итак:
1.«За период с 2003 г. по январь 2004 г. (включительно) незаконно выплачено из фонда заработной платы 628 555 рублей».
2.«Без решения совета клуба президенту было начислено и выплачено в период с 2002 г. по 2004 г. премий на сумму 528 275 рублей».
3.«На сделках с хоккейным клубом «Абакан-Саяны» хоккейному клубу «Сибскана» нанесен материальный ущерб в сумме 829 654 рубля».
4.«Неэффективное использование денежных средств, поступающих от спонсоров за рекламные услуги, составило 129 848 рублей».
5.«Необоснованно (неправомерно) производились выплаты из кассы в сумме 599 787 рублей.
6.«Необоснованно (неправомерно) были израсходованы денежные средства по подотчетным лицам на сумму 2 636 475,59 рубля».
7.«Всего проверкой установлены неправомерные расходования денежных средств на сумму 5 352 594,59 рубля»...
Думается, что, заглянув за кулисы этого спектакля и отбросив театральную мишуру, читатель сам способен сделать вывод, чего же на самом деле опасается президент и главный тренер «Сибсканы» и в какой именно обстановке он не может работать.
Кстати, наверняка никто из так называемых олигархов, обогатившихся за счет народных денег, тоже никогда не согласится работать в такой обстановке—в обстановке полной финансовой открытости. Ведь в столь «некомфортных» условиях вряд ли половишь жирную рыбку в мутной воде...
Ну так на то они и олигархи, чтобы прибирать все к своим рукам, преумножая тем самым частный капитал. Сергей Евгеньевич к ним вроде не относится. Да и команда, которой он руководит, не частная: она пока что считается народной. Или теперь не считается? Или те, кто в шутку называет ее семейной, все-таки окажутся правы?!
Кузьма Портков, «Байкальские вести», 6 апреля 2004 года.
Авторитетный комментарий
С просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся в хоккейном клубе «Сибскана», мы обратились к известным в Иркутске хоккейным специалистам...
Александр Шишкин: У игроков с премиальных собирали деньги
Александр Шишкин, пожалуй, самая титулованная фигура иркутского хоккея с мячом. В его послужном списке—звания чемпиона мира, чемпиона СССР и СНГ, обладателя Кубка европейских чемпионов и Кубка мира...
-- Для меня, конечно, не в диковинку, что я увидел такие документы. Не секрет, что в клубе происходили подобные вещи. Затронуло это практически всех игроков, правда, никто жаловаться не идет: видимо, боятся...
-- А чего именно боятся?
-- Чего? Того, что сразу урежут зарплату, снимут премиальные, посадят на лавку... Допустим, начислялись премиальные хоккеистам за игры. После этого он отдельно вызывал всех в кабинет...
-- Он—это кто?
-- Лихачев. И говорил: вам надо отдать энную сумму на какие-то неизвестные цели.
-- И какие суммы собирались?
-- В среднем—где-то двадцать пять процентов от премиальных. Теряюсь в догадках, куда могли уйти эти деньги.
-- А какова сегодняшняя обстановка в команде?
-- Она непростая.
-- В чем это выражается?
-- Некоторых игроков он выделяет, а некоторым дает понять, что они никто. Он унижает человека любыми способами—и словами, и деньгами. Ребята говорят: мы просто не можем находиться в этой команде из-за Лихачева, если он остается -- мы уходим...
-- И много таких ребят?
-- Шесть человек. Они ждут, чем все закончится...
Сергей Калинкин: Игроки сидят на чемоданах
Сергей Калинкин вот уже на протяжении 18 лет подряд является
администратором иркутской хоккейной команды мастеров,
которая сначала называлась «Локомотив», а затем—
«Сибскана». Один из самых опытных и компетентных
администраторов в российском хоккее с мячом.
-- Могу сказать, что с тех премиальных, которые мне
начислили, я сдал четвертую часть.
-- Каков в целом морально-психологический климат в команде?
-- Большинство ребят недовольны Лихачевым, его метаниями. Пример с тем же Иванушкиным: его впервые за всю историю в сборную пригласили, а Лихачев из-за своей личной прихоти— не взял. Контракты составлены так, что все решает тренер. Фактически должны были быть указаны конкретные суммы, конкретные премиальные. Раньше как было: игрок получил травму—у него в контракте была записана определенная сумма -- 50 или 75 процентов от заработной платы. А здесь все на усмотрение тренера.
-- Получается, что часть хоккеистов против Лихачева?
-- Основная масса—да. Говорят, что уходят из «Сибсканы». Мне точно известно, что помимо Иванушкина уже уходит пять человек. Причина—очень тяжелые моральные условия, созданные Лихачевым. Они привели к разобщенности внутри «Сибсканы». Команда в первую очередь должна быть целостным коллективом вместе с тренером. А он просто разрушил тот коллектив, который был создан еще Олегом Георгиевичем Катиным...
О многом может сказать отношение тренера к своим игрокам. В ходе этого сезона поднимался вопрос по нашему вратарю Алексею Баженову. У него серьезная травма колена, и Лихачев уговаривал его доиграть сезон на уколах, а только потом— сделать операцию. Чтобы не стать калекой, Алексей отказался, потому как ему специалисты запретили не то что играть— даже много ходить. Ссылаясь на отсутствие средств, Лихачев затягивал решение его вопроса. Тем не менее, узнав о ситуации, Иркутскэнерго моментально решило проблему.
Или возьмем Владимира Баздырева. В мае прошлого года он разбивается на машине, не будучи за рулем, получает серьезные травмы. И после того как выясняется, что Баздыреву придется целый год восстанавливаться, его просто увольняют из команды! Помню, все тогда поразились, ведь Володя родственник Лихачева, он женат на его дочке, воспитывает внука Сергея Евгеньевича. Ребята говорили: если у него такое отношение к родственникам, то мы для него кто? Володю и болельщики поддержали—устроили на работу, до сих пор команда ему помогает. А Лихачев об этом даже не знает......