РепринтЪ: Процесс "56" в Луцке
80 лет назад, в марте 1934 года, газета «Правда» писала:
« ПЫТКИ, ИЗНАСИЛОВАНИЯ И ИЗБИЕНИЕ АРЕСТОВАННЫХ.
ВАРШАВА, 3 марта. (ТАСС). Луцкий процесс 56 украинских трудящихся, обвиняемых в принадлежности к КПЗУ (компартия Западной Украины), продолжается.
Первые попытки печати давать широкие отчеты о луцком процессе были пресечены цензурой. Но даже подцензурные отчеты рисуют картину исключительно тяжелой атмосферы, царящей в зале суда. Всякий раз, как подсудимые начинают говорить о пытках и издевательствах в луцкой политической полиции, их лишают слова.
Печать отметила несколько случаев массовых солидарных демонстраций всех подсудимых. Эти демонстрации повторяются в течение всего процесса. Появление вчера в зале суда в качестве свидетеля особенно прославившегося своим зверством полицейского Ткачука вызвало взрыв возмущения на скамьях подсудимых. Когда председатель заявил о наказании нескольких подсудимых за демонстрацию строгой изоляцией, остальные подсудимые встали с мест и заявили, что они полностью присоединяются к выступлениям наказанных товарищей.
Во время допроса Ткачука защитниками атмосфера особенно накаляется. Адвокаты задают свидетелю вопросы относительно применения им пыток во время допроса. Председатель отклоняет ряд вопросов.
Остается допросить 100 свидетелей.
* * *
Ткачук и другие заплечных дел мастера пытаются обелить себя. Им это не удастся!
Вот что рассказывают обвиняемые в своих письмах, опубликованных в брошюре, вышедшей за границей, о зверствах и пытках, которым подвергались они в застенках луцкой охранки.
"Кобылянца били еще во Львове, - пишет один из подсудимых. - В Луцке его лицо распухло от побоев.
В Луцке били куда попало, пытали до тех пор, пока жертва не давал ответа, удовлетворявшего Зарембу. Заремба присутствовал и принимал участие в пытках. Главными его помощниками были: унтер-офицер полиции Ткачук, полицейские: Владзио, Костецкий, Писарский, Антось и Мулава. Садизм их трудно описать.
Ивана Вырву били в течение трех дней, первый раз в присутствии зам.воеводы и начальника воеводской охраны. Так же били некоего Голиана, пока он не дал нужных охранникам показаний".
А вот что пишет одна из арестованных в Луцке женщин, ныне находящаяся на скамье подсудимых:
"Пытали нас ужасно - совершенно исключительным способом. Мужчин били по половым органам. Они останутся калеками. Девушек насиловали. Меня изнасиловали два раза; кроме того, вливали через нос 5-литровыми горшками воду и били резиновой палкой по пяткам по 50-100 ударов. Били до тех пор, пока люди не признавали себя виновными.
Один из арестованных убит и брошен в Стырь. Фамилия его Стефан Бойко. Нина Матуля (известная западно-украинская поэтесса) будучи свидетельницей пыток, перерезала себе артерии и в настоящий момент находится в луцком госпитале. Яну Козарю отбили почки. Велявке так разбили ступни, что они превратились в две кровавые язвы, и ноги пришлось ампутировать. МЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ЖИВЫЕ ТРУПЫ.
Мне вливали через нос дважды по 5 литров воды и насиловали. НЕСМОТРЯ НА ЭТО, Я НИ СЛОВА НЕ СКАЗАЛА".
Факты, приведенные в письмах подсудимых, вынужден был подтвердить бывший министр внутренних дел польского правительства генерал Славой-Складковский, известный инициатор и организатор "пацификации" Западной Украины.
"Живые трупы" заговорили со скамьи подсудимых на луцком процессе, который, надо полагать, принесет фашистским охранникам и их покровителям не больше лавров, чем национал-социалистическим организаторам лейпцигского судилища.»