РепринтЪ: Ледовое позорище
10 лет назад, весной 2004 года, Бабр писал:
«В газете "Иркутск" от 20 февраля этого года Павел Кушкин озвучил точку зрения совета по физической культуре и спорту при администрации города Иркутска по поводу сооружения на левом берегу Ангары, в Академгородке, величественного сооружения - Ледового дворца.
Почитаешь - и начинаешь думать, что именно - и исключительно - в этом состоит решение всех социальных проблем, коими столь богата областная столица. Дескать, вот построим эту "пирамиду" - и сразу прекратится у нас преступность, наркомания, проституция. Да-да, так и сказано... Впрочем, по порядку.
"Некоторые горячие головы, - пишет Павел Кушкин, - пытаются доказать, что строительство желательно заморозить, поскольку денег не хватает на учителей, врачей". Ну что ж, спору нет - на учителей, врачей, социальные льготы и гарантии ветеранам, пенсионерам, малоимущим денег действительно не хватает. По крайней мере, так говорят в администрации Иркутска - нету, мол, денег, и все тут. Не хватает денег на ремонт улиц и дорог, на строительство нового муниципального жилья (очередников, имеющих право на получение муниципального жилья, - более полутора тысяч). Не хватает денег на ремонт старого жилого фонда, особенно в старом, историческом центре Иркутска, где люди ютятся в "памятниках истории и культуры", сгнивших почти до основания.
"С этим вроде бы не поспоришь", - говорит Павел Кушкин... и тут же спорит: "Но в какие времена в нашем социалистическом обществе учителя и врачи жили в достатке?" Вот это номер! Наповал, ничего не скажешь. Дескать, не жили богато - нечего и начинать... Мол, все равно были всегда они нищими, учителя и врачи, и пусть такими же нищими и остаются. К чему стараться, зачем суетиться, чем-то пытаться помочь тем, кто обучает наших детей и охраняет наше здоровье? Ведь все равно они никогда в достатке не жили, значит, и не положено им...
Вообще говоря, престижные, помпезные проекты чаще всего осуществляются обычно тогда, когда власть не может или не желает заниматься методичной, скрупулезной, рутинной работой по разрешению действительно насущных проблем общества. Это, знаете ли, очень легкий путь: выстроил очередную пирамиду, которую можно в течение веков, а лучше тысячелетий показывать туристам, и можно забыть, что в это же самое время город был завален грудами мусора, людям было негде жить, а дороги пугали своим видом даже ко всему привыкшего русского шофера, полмира проехавшего по ухабам и колдобинам. Но пройдут года, и экскурсовод обратит внимание иностранных гостей Иркутска: "А вот это величественное сооружение у нас называют Ледовым дворцом... его площадь столько... высота такая-то... проект отмечен наградами и призами". Ледовый дворец, благодаря своим размерам, может очень пригодиться, чтобы своим видом заслонить сотни покосившихся халуп, облупленных хрущевок, вдрызг разбитые дороги нашего древнего города, попущением Господним оставшегося без хозяина.
Но может быть, Ледовый дворец действительно насущно необходим Иркутску? Ведь пишет же Кушкин: "Со строительством Ледового дворца Иркутск опоздал лет на двадцать... Наша народная хоккейная "Сибскана" вынуждена проводить предсезонную подготовку в других городах".
О, это - святая правда! Действительно, славная "Сибскана-Энергия", гордость всех иркутян, ездит в Красноярск и проводит там тренировки на открытом поле с искусственным льдом, принадлежащем тамошнему хоккейному клубу "Енисей". Однако не в ледовых дворцах тренируются команды русского хоккея в Архангельске и Сыктывкаре, Красноярске и Красногорске. Всем, кто интересуется игровыми зимними видами спорта, известно, что площадка для этой игры достаточно велика и под крышу обычно не закрывается.
Не станет исключением и иркутский Ледовый дворец. Да, там, конечно, ледовая площадка предусмотрена - иначе какой бы он был "ледовый"? Но площадка эта для... хоккея с шайбой, для "канадского хоккея". Размер поля для хоккея мячом - 110 на 70 метров, для хоккея с шайбой (именно такая и предусмотрена в иркутском Ледовом дворце) - 60 на 30 метров. То есть взаимозаменяемости нет в принципе, хоккеистам "Сибсканы" ледовое поле в Ледовом дворце не пригодится никоим образом. А ведь в Иркутске нет ни одной команды, играющей в хоккей с шайбой, в отличие, скажем, от соседнего Ангарска! Но тамошний "Ермак" имеет свой стадион, и в Иркутск ездить ангарчане не будут.
Правда, и об этом вспоминает Павел Кушкин, был в Иркутске тренер Сергей Огородников, собравший в свое время в Академгородке энтузиастов хоккея с шайбой и составивший из них команду "Олимпия". Тренировались они на открытом корте. Но помешало развитию этого вида спорта в нашем городе не отсутствие тренировочной базы, а отсутствие традиции - редко когда в одном месте могут сосуществовать две разные версии хоккея, тем более когда уже имеющаяся "Сибскана", команда высшей лиги, пользуется действительно всенародной симпатией и популярностью.
Однако это лишь одна сторона проблемы. Все же и наша "Сибскана", и московский ЦСКА, и красноярский "Енисей", и казанский "Ак Барс" - это большой спорт, который может служить примером, образцом для подражания народному, массовому спорту, но ни в коем случае не способен его заменить. Народный спорт, который только и имеет значение для отвлечения молодежи от подворотни, от наркомании, от преступности, не может рассчитывать на использование монументальных ледовых дворцов - ведь пользование ими отнюдь не бесплатное и по карману только командам "большого спорта", которые зарабатывают своей игрой деньги и способны платить за спортивные сооружения. Никогда не будет дворовая команда, скажем, предместья Рабочего или улицы Желябова просто так, за красивые глазки, допущена для тренировок или игры ни на стадион "Труд", ни в будущий Ледовый дворец. Им просто нечем будет за это заплатить, они ведь не могут собрать многотысячную аудиторию зрителей и болельщиков, готовых выложить хорошие деньги за то, чтобы посмотреть их игру. Оно и понятно: народный спорт не ориентирован на высокий результат, чисто спортивный или же коммерческий. Его смысл в самом процессе физических упражнений, выполняемых людьми регулярно, каждодневно.
А для этого спортивные сооружения, которые могут пригодиться для народного спорта, должны быть максимально доступны людям, в том числе и по месту их жительства. Трудно представить, что ребятишки, скажем, из предместья Марата, из Капая, из Ново-Ленино, решив в выходные поиграть в хоккей или покататься на коньках, все бросят и попрутся через весь город в Академгородок, в Ледовый дворец, куда их, конечно же, не пустят бесплатно.
Итак, для большого спорта, для главной хоккейной команды Иркутска Ледовый дворец бесполезен. Не менее бесполезен он и для спорта народного, массового, хотя и по другим причинам. Для чего же ведется это строительство, с какой такой целью столь упорно городская администрация занимается реализацией именно этого проекта? Ведь недешевое это удовольствие: почти полмиллиарда рублей предусмотрено на строительство "ледовой пирамиды". Для сравнения: 60-квартирный дом в Иркутске обходится примерно в 60 миллионов, деревянная восьмиквартирная двухэтажка типа таких, в которых живет половина Рабочего или Верхней Лисихи, - в 4 миллиона. Причем это цены, сложившиеся в Иркутске, в условиях жесткого монополизма строительных подрядных организаций. То есть цены, по мнению многих специалистов, завышенные раза в два-три против реальных.
Если звезды зажигают - значит, это кому-то нужно. Как принято в классическом правосудии, желаешь узнать причины - ищи кому выгодно. Выгодна же эта стройка в первую очередь, конечно, строителям. Генеральному подрядчику строительства - акционерному обществу Главвостоксибстрой, управляемому заслуженным строителем, почетным гражданином Иркутска Юрием Шкуропатом. Кстати, наставником действующего мэра Владимира Якубовского. Известно, что сам Главвостоксибстрой строительных работ не ведет и вообще в штате его ни одного каменщика, плотника, бетонщика, маляра-штукатура нет. Фирма эта занимается получением муниципальных подрядов и последующей передачей их в субподряд. По некоторым оценкам, практика такова, что комиссионные за подобную работу составляют порядка 10 процентов - хотя конкретная цифра именно в данном случае неизвестна. Но то, что без комиссионных такие дела не делаются, секретом не является.
Взглянем на это и с другой стороны. Предположим, Ледовый дворец построен. В хоккей в нем играть никто не будет (некому: "Сибскана" так и будет ездить на тренировки в Красноярск), великих фигуристов у нас как бы тоже не видать... И что - будет стоять эдакая стеклянная "ледовая пирамида" на потеху всему свету вроде пирамид в Египте или в Мексике? Да ничего подобного. Свято место пусто не бывает, рано или поздно не сама мэрия, так те, кому она его передаст в безвозмездное пользование - как же, "социальный объект" (а именно в этом пытаются нас убедить сторонники его возведения), - разместят там торговые ряды, бутики, киоски... И станет это величественное сооружение еще одним рынком, которые во множестве возникают в самых неожиданных местах города, где надо и где не стоило бы...
Само по себе возведение еще одного торгового комплекса, может быть, и полезно. И для развития товарооборота, и для создания новых рабочих мест. Но во-первых, так ли обязательно строить новый рынок за счет не слишком богатого городского бюджета? Выдели место, созови заинтересованные коммерческие структуры, оговори с ними размер платы за городскую землю - и остальное они сделают за свой счет, а бюджет без собственных расходов будет только пополняться. Во-вторых, рынок обойдется во много раз дешевле, чем Ледовый дворец, который, как мы понимаем, для спорта пользы не принесет. Значит, куча действительно народных денег утекают. Куда?
И самое главное. Зачем нам пудрить мозги? Зачем нас считать идиотами, не понимающими разницы между хоккеем русским и канадским, между оранжевым мячом и черной шайбой? Если мэрия решила выстроить рынок - пусть так и скажет городу и миру (довольно и того, что за счет бюджета сейчас строится административное здание Центрального рынка - хотя и муниципального, тем не менее вполне коммерческого предприятия, которое должно бюджет пополнять, а не, наоборот, из бюджета тянуть). Но не надо держать своих сограждан за дурачков и называть черное белым. Ошибка - это ошибка, она может быть исправлена. Но если ошибка усугубляется враньем, то она становится непоправимой.
Редакция "Байкальских вестей" на этом не закрывает тему "ледяной пирамиды Иркутска". Мы постараемся встретиться и побеседовать со всеми, кто каким-то боком касается этого мега-проекта, кто может высказать по этому поводу свое компетентное суждение. Со строителями, спортсменами... Разговор, предвижу, получится долгим.
Так что до скорых встреч у "ледовой пирамиды"!
Михаил Кулехов
P.S. Если бы мэр Иркутска Владимир Якубовский любил Иркутск и гордился своим городом, то, конечно, он был бы вместе с нами в минувший четверг на стадионе "Труд", где наша "Сибскана" билась с чемпионом страны - архангельским "Водником". Вместе - то есть с более чем двадцатью тысячами болельщиков, которые никогда не поймут, почему мэр сооружает Ледовый дворец для несуществующего хоккея с шайбой и почему он так не любит "Сибскану"....»