«Открытое письмо» против неоднозначной публикации в газете «Мои года» не останется без ответа
«Открытое письмо» иркутского писателя Леонида Платонова, опубликованное накануне на портале «Бабр» и содержащее резкую критику статьи в еженедельнике для пенсионеров «Мои года», не останется без ответа редакции. Об этом «Телеинформу» сообщил издатель газеты Михаил Дронов, отметив, что ситуация вокруг статьи за подписью «Движение в защиту Байкала» «сложилась нетривиально».
Как подчеркивает издатель, «дело не в фигуре автора «Открытого письма» и не в портале, где оно опубликовано — а в том, что обсуждаемая статья действительно вызвала немало противоречивых суждений и является, на мой взгляд, очень досадной ошибкой. В любом случае, газета обязана объясниться - и мы это сделаем».
Статья «У края пропасти. Слово к российскому украинству» была опубликована 10 июня в популярной иркутской газете для старшего поколения, она посвящена «украинскому вопросу» и представляет из себя одну из возможных оценок сложившейся в этой стране ситуации — и той роли, которую общее «славянское братство» России, Украины и Белоруссии могло бы сыграть в разрешении кризиса. Предлагаемое средство для разрешения противоречий - «народная дипломатия», при этом публицистический пафос статьи допускает такие риторические обороты как «Может быть, в итоге ... Крым и Новороссия снова повернутся лицом к Украине, а сама Украина и Белоруссия станут субъектами Российской Федерации» и «Наши украинцы рвутся в католически-протестантскую Европу, призывают на помощь обработанную сионо-нацизмом Америку». Под статьей стоит подпись «Движение в защиту Байкала» — под которым в Иркутске и за его пределами принято понимать никак не формализованное стихийное движение протеста против экологических угроз сибирской природе.
- Именно это, в первую очередь, возмутило критиков публикации, - поясняет Михаил Дронов, - да, признаться, и меня самого, после того как я прочитал уже опубликованный в газете текст. В самом деле, ведь у нашего, иркутян и сибиряков, движения (а я сам, как журналист и горожанин, считаю себя его активным участником) - нет никакого «ЦК КПСС», соответственно, никто не имеет ни юридического, ни морального права выдавать свое мнение за мнение всех борцов за Байкал, особенно по таким нервным и дискуссионным вопросам как гражданская война на Украине. По большому счету, такая публикация с такой подписью лишь усугубляет раскол в обществе (естественно невольно, я убежден, что авторы статьи искренне хотели предложить свой рецепт мира для Украины!). Как минимум поэтому я хорошо понимаю автора «Открытого письма» на Бабре. Что касается таких оценок как «махровый великодержавный российский национализм» - тут уж дело личных политических взглядов, и Леониду Платонову было бы совершенно естественно спорить с конкретным автором... если бы он был ему известен. Но и я бы лично на месте редактора газеты воздержался от публикации статей подобного рода, даже и за реальными подписями — считаю, что для тиражирования конспирологических штампов про «обработанную сионо-нацизмом Америку» в России вполне достаточно других изданий. Мы, когда создавали «МГ» - планировали газету для житейски мудрых и спокойных людей. Убежден, что именно этой традиции газета и будет следовать дальше...
В своем «Открытом письме» на портале Babr.ru Леонид Платонов пишет: «Я требую от газеты «Мои года» извинений и обязательного дополнительного сообщения об авторстве текста».
В любом случае, заверил издатель МГ, реакция газеты последует не позднее предстоящей субботы, когда выходит в свет очередной номер:
- Эту реакцию должен сформулировать редактор — Игорь Иннокентьевич Широбоков. Он подтвердил мне, что такой текст готовится. Знаю, что он сильно переживает ситуацию — и как профессионал, и как авторитетный в экологическом движении человек, и как гражданин... Нюанс в том, что у нас в медиа-группе «БайкалТелеИнформ» принято очень щепетильно и «по-взрослому» относиться к отведенным законом и газетными традициями ролям. И у нас не принято стоять за плечом у главного редактора и диктовать ему тексты редакционных комментариев. Да и как бы я попробовал цензуировать текст своего старшего товарища, одного из самых уважаемых иркутских журналистов? У нас с ним немного разные политические взгляды (это как раз и выявил, увы, украинский кризис) — тем более поэтому, как издатель, я обязан не вмешиваться в его позицию. Другой вопрос, что если извинения тем иркутянам, кого задела непродуманная подпись, не принесет Игорь Иннокентьевич — то это буду вынужден сделать я, потому что считаю требование справедливым.