Область ведёт войну с охотниками Усольского района
Охотничьи угодья Усольского района - одни из самых богатых в Иркутской области. Леса здесь до сих пор полны разного зверя. Изюбры, косули, лоси, кабаны – всей этой живности пока достаточно. Вероятно, это изобилие и стало основным камнем преткновения между общественной организацией охотников и рыболовов Усольского района и службой по охране и использованию животного мира Иркутской области.
Два года назад по решению областного правительства охотничьи угодья Усольского района стали общедоступными. Подобной «экзекуции» со стороны областных чиновников подверглись охотничьи угодья и некоторых других районов: Качугского Иркутской области, а также Боханского и Эхирит-Булагатского Усть-Ордынского Бурятского округа. Председатель общественной организации охотников и рыболовов Усольского района Александр Пономарёв считает: подобное решение привело к тому, что резко возросло число браконьеров, а общедоступные угодья в короткий срок превращаются в «пустыню» - за непродолжительное время там выбивают всего зверя.
- Ущемление наших прав началось с мая 2012 года, - рассказывает Александр Ильич. – После проведения выездной проверки служба по охране и использованию животного мира Иркутской области якобы обнаружила у нас отсутствие договора по предоставлению территорий и акваторий в пользование согласно долгосрочной лицензии. После этого нас исключили из списка охотпользователей Иркутской области, все угодья, а это 555 тысяч гектаров, были объявлены общедоступными. То есть областная служба взяла на себя обязательства по распределению квот на добычу. Это несмотря на то, что в том же 2012 году у нас все было согласовано с Москвой.
Вначале все спорные вопросы усольские охотоведы хотели решить мирным путем. Собирались подписи, в службу шли многочисленные обращения, но эффект был нулевой. Вот тогда и решили усольчане добиваться справедливости в суде. После многочисленных заседаний Иркутский суд признал правоту общественной организации охотников и рыболовов Усольского района. Более того, по решению суда Министерство финансов Иркутской области выплатило истцу 70 тысяч рублей.
Вроде бы на этом можно было закончить споры и понять, кто в этом деле прав, а кто виноват; но то ли чиновники областной администрации не владеют ситуацией в полном объеме, то ли боятся даже слово высказать против своих благодетелей, но тяжба идет дальше: главной проблемой теперь ставится отсутствие у охотничьего общества договора. Тогда из-за этого Иркутский арбитражный суд и высший арбитражный суд в восстановлении квот охотничьему обществу отказали. Получать лицензии на отстрел животных, которые в Усолье выдавались очень быстро, людям теперь пришлось в Иркутске. С первого раза пройти бешеную очередь было под силу не всем, кто-то ездил по два, а то и по три раза. Самые нетерпеливые решили, что браконьерствовать сейчас гораздо проще и выгодней, чем стоять в очередях у чиновничьих кабинетов.
- Это произошло из-за того, что служба по охране и использованию животного мира подала исковое заявление на лишение нас срочной лицензии - основного документа, дающего право на осуществление деятельности, - продолжает делиться своей проблемой Александр Пономарёв. - Иркутский арбитражный суд и читинский остались на стороне усольских охотников. Затем был еще суд, уже по нашему иску - требованию признать договорные отношения состоявшимися. Пока шли все разбирательства, в силу вступил новый закон, по которому утвержден другой порядок предоставления охотничьих угодий. Само понятие «Договор» там даже не фигурирует, но иркутские бюрократы требуют его предъявить.
Не так давно с чиновниками из областной администрации сцепились охотоведы из Эхирит-Булагатского района и одержали «чистую» победу. Однако просторы Усольского района до сих пор не дают покоя многим, что наводит на мысль: люди, а точней, руководители, занимающие кресла в службе по охране и использованию животного мира Иркутской области, делают это явно не бескорыстно и далеко не во благо усольчан.
Охотничьи угодья Усольского района были одними из самых больших в области, здесь постоянно работали девять егерей. Вот уже больше двух лет эти люди остаются безработными, а в угодьях района творится полный беспредел.
- Мы столько лет охраняли нашу территорию от браконьеров, - с горечью говорит Александр Ильич, - добились роста численности животных. А теперь - сплошное браконьерство. Зверей стреляют с парапланов, а потом по рации передают координаты туш, внизу забирают их и увозят на вездеходах. Мы ничего сделать не можем. У нас нет теперь полномочий.
В конце июня 2014 года усольские охотники выиграли арбитражный суд области, который признал, что отказ в предоставлении квоты и лимита незаконен. Усольчане уже подали заявку на этот год. И появилась надежда, что на их охотничьих угодьях снова появится хозяин и будет порядок. Однако Александр Пономарёв уверен, что служба не оставит их в покое и будет опротестовывать этот приговор, поэтому готов биться с чиновниками до победного конца.