Или колешься - или учишься. Такую альтернативу предлагает Госнаркоконтроль.
Число студентов в России может сократиться. Госнаркоконтроль выступил с инициативой внести в уставы вузов положение о несовместимости звания студента и употребления наркотиков. Студентов планируется подвергать обязательному регулярному медицинскому освидетельствованию, за отказ от которого полагается отчисление из вуза. Так же как и в случае медицинского заключения о том, что студент находится в наркотической зависимости. Адвокаты полагают, что эта инициатива противоречит закону. Наркологи же напоминают, что наркомания - это не преступление, а болезнь, и ее нужно лечить.
Попробовал марихуану под "Gaudeamus igitur"
Андрей был домашним ребенком из обеспеченной семьи: мама - бухгалтер в крупной коммерческой фирме, папа - начальник службы охраны одного из банков. С наркотиками он познакомился на Дне первокурсника. После вручения студенческих билетов и коллективного исполнения гимна "Gaudeamus igitur" ребята отправились курить дурь на лавочке в одном из московских дворов.
- Сначала было немного страшно, а потом - смешно, - позднее расскажет наркологам Андрей.
Впрочем, как потом рассказали старшие товарищи, марихуана - лишь дурь, способная затуманить мозги, но не способствующая расширению сознания. Под разговоры о том, что все музыканты от Джона Леннона до Игги Попа принимали наркотики, Андрей начал поиски "другой реальности". Сначала в студенческой компании "закидывались" таблетками "Циклодола" (они вызывают галлюцинации), потом перешли на героин.
- Конечно, героин в институте не продавали, - вспоминал он позднее. - Просто ребята из студенческой компании показали несколько квартир неподалеку, где можно было в любое время суток его купить.
Спустя полгода Андрея нашли мертвым в подъезде девятиэтажки в Мытищах. Вскрытие показало, что причиной смерти оказалась сердечная недостаточность, вызванная большой дозой наркотиков.
Каждый студент знает, где поблизости "точка"
Еще несколько лет назад наркотики можно было купить практически в любом вузе Москвы. Их продавали барыги из числа сколовшихся студентов. Пришлые торговцы поджидали клиентов у дверей учебных заведений. Например, в 1-м гуманитарном корпусе МГУ зельем торговали прямо в холле, на знаменитом "сачке". А в конце лета 1995 года московская улица Миклухо-Маклая, на которой расположен Российский университет дружбы народов (РУДН), неожиданно стала Меккой для наркоманов всей столицы. Сюда переместилось большинство наркоторговцев, которые после разгона ушли с самой знаменитой столичной "точки" - у аптеки № 1 напротив здания ФСБ. Одновременно несколько десятков иностранных студентов РУДН, в основном представители африканских стран, наладили поставку дешевого героина из-за границы. На "проспект людоедов", как улицу Миклухо-Маклая прозвали в наркосреде, потянулись московские наркоманы, бросавшиеся в поисках дозы к каждому проходившему мимо негру.
К началу 1996 года ситуация практически вышла из-под контроля и стала угрожать безопасности студентов, не употребляющих наркотики. Тогдашний ректор РУДН Владимир Филиппов дал указание навести порядок. На входах в учебные корпуса и общежития поставили охрану, которая до сих пор не пускает внутрь лиц, не имеющих отношение к вузу, а тем более находящихся в состоянии наркотического опьянения. Была создана служба охраны общественного порядка РУДН, сотрудники которой вместе с милиционерами в те годы ежедневно прочесывали студенческий городок и прилегающий парк. На выявленных наркоторговцев заводили уголовные дела.
Примерно в это же время резко взялись наводить порядок администрации и других столичных вузов. Сейчас в открытую наркотиками на территории высших учебных заведений в столице не торгуют. Но сказать, что студенты стали меньше употреблять наркотические средства, нельзя. В Москве существуют доступные студентам и всем остальным наркоманам способы покупки наркотиков. Так, таблетки и другую химию по-прежнему продают в ночных клубах и иных злачных местах столицы. Героин и кокаин - самым проверенным и наиболее безопасным способом: по знакомству.
В других городах ситуация отличается. Скажем, в Калининграде наркодилеры в студенческой среде не редкость.
- Как правило, это твой однокурсник, душа-парень, у которого при себе ничего нет, но он точно знает, где и у кого сейчас можно взять дозу, - рассказывает Олег Никаноров, студент одного из калининградских вузов. - Он никогда не светится, всегда вежлив со старшими, всегда договорится, чтобы тебе дали в долг и наркоту, и деньги, но в разумных пределах. Только внимательно приглядевшись, можно убедиться, что на него работает целая куча "шестерок": одни - принимают деньги, другие - дают товар, третьи - "напрягают" должников. Все из нашей студенческой же среды. Как правило, бывшие товарищи по школе или просто земляки из одного райцентра.
"В случае отказа от медобследования - автоматическое отчисление"
Революционную инициативу по борьбе со студенческой наркоманией, которая в случае ее одобрения может изменить саму процедуру приема в высшие и средние учебные заведения страны, озвучили в Приморском управлении Госнаркоконтроля.
- Мы настаиваем на внесении в уставы высших учебных заведений положения о несовместимости звания студента и употребления наркотиков, - сообщила "Известиям" пресс-секретарь Управления наркоконтроля по Приморскому краю Анжелика Несвеченая. - Основополагающим документом для вуза является устав, за несоблюдение которого студент может быть отчислен. Достаточно внести в уставы соответствующие пункты, и тогда за употребление наркотиков к студенту можно будет применить меры административного воздействия вплоть до отчисления.
Предполагается, что административные меры будут применяться на основании "официальных данных правоохранительных органов и медиков" о том, что тот или иной студент попал в наркозависимость.
Руководители федерального Госнаркоконтроля инициативу своих приморских сотрудников только одобряют.
- Этот вопрос неоднократно поднимался мною на неофициальных встречах с ректорами вузов, и многие из них со мной полностью согласны, - заявил корреспонденту "Известий" зампредседателя Федеральной службы госнаркоконтроля Александр Михайлов. - Поступая в вуз, абитуриенты рассчитывают получить качественное образование. Соответственно, высшие учебные заведения вправе выдвинуть к студентам встречное требование - запрет на наркотики. Ты или колешься, или учишься. А оформить это можно просто - внести в уставы вузов пункты об обязательном и регулярном медобследовании. В случае отказа от медобследования - автоматическое отчисление.
Эта инициатива нашла отклик в преподавательской среде.
- На сегодняшний день 30% студентов в стране употребляют наркотики, - говорит Геннадий Семикин, завкафедрой валеологии МГТУ им. Баумана и координатор Комплексной программы профилактики наркопотребления. - Что можно с этим сделать? Существует такая международно признанная норма, как декретивное право. Что это такое? Например, когда девушек принимали в Институт благородных девиц, им говорили, что замуж они выходить не имеют права - и они подписывали соответствующую бумагу. Декретивное право в отношении наркотиков давно введено в коммерческих вузах, где прописано: наш вуз свободен от наркотиков. И каждый студент подписывает документ, что во время обучения в вузе он принимать наркотики не будет. Было бы неплохо ввести такое право и во всех государственных вузах - это мировая практика.
Далеко не все юристы согласны с этим утверждением.
- Употребление наркотических средств является административным правонарушением, за которое человек может быть задержан и к нему применено административное наказание, - говорит московский адвокат Михаил Лябах. - Поэтому, если правоохранительные органы подозревают человека в употреблении наркотиков, они имеют право взять соответствующие анализы. Но сведения, полученные в результате такой проверки, не подлежат разглашению по закону об охране частной жизни. Кроме того, в ситуации с отчислением студентов за употребление наркотиков напрямую нарушаются его конституционные права на гарантированную учебу. Нигде в законодательстве России, в том числе и в Законе об образовании, не прописан механизм, который предлагают представители Госнаркоконтроля на Дальнем Востоке.
- Их не отчислять надо, а лечить! - говорит Наталья Шибанова, заведующая диспансерным отделением наркологической экспертизы московской наркологической больницы № 17. - Но дело в том, что сейчас совершенно непонятно, как лечить наркоманов. В декабре прошлого года президент Путин издал указ об отмене принудительного лечения. А болезнь особая - редкий наркоман добровольно соглашается на лечение. Поэтому наркомания все же требует особых мер принуждения к лечению. Вот об этом надо ставить вопрос, а не об исключении из вузов.
Константин ГЕТМАНСКИЙ, Олег ЖУНУСОВ, Наталья КОНЫГИНА, Елена ЛОРИЯ, Юрий СПИРИН, Богдан СТЕПОВОЙ, Илья СТУЛОВ