Кино-2014: Как Иванушка-тяжеловес за чудом ходил
В иркутском прокате – худфильм «Поддубный», биография знаменитого борца с безукоризненной игрой Пореченкова, но в остальном сомнительная.
«Поддубный» (6+). Режиссер: Глеб Орлов. Россия, 2014
В детстве Иван Максимыч Поддубный (Михаил Пореченков) всецело правильно воспитывался жестким запорожским отцом, который ломал о сына оглоблю всякий раз, когда последнему доставалось от соседских хулиганов. В итоге Ваня вырос в богатыря, которому не то что примитивное хулиганье, а и любой чемпион-тяжеловес не страшен. Именно эту профессию Иван и избрал – с 1903 года он, можно сказать, «работает чемпионом». Основная сфера его спортивной деятельности – французская борьба, но лишь потому, что она была наиболее модной в то время. Нет сомнений, что аналогичных успехов Поддубный достиг бы в вольной борьбе, боксе или тяжелой атлетике.
Но «Поддубный» Глеба Орлова – не столько фильм об уникальном русском самородке, сколько лубок о полусказочном (то есть наполовину вымышленном) богатыре, эдаком Илье Муромце двадцатого века. Здесь гораздо больше совпадений не с биографией реального Поддубного, а с ее предыдущей кинематографической версией – замечательным советским фильмом 1957 года «Борец и клоун».
Поддубный и его благоверная – акробатка Мими (Екатерина Шпица)
Одно утешает: Михаил Пореченков в роли чудо-атлета не менее конгениален, чем Станислав Чекан в вышеупомянутой картине 57-летней давности. Правда в той биографии, поставленной мастерами советской режиссуры Юдиным и Барнетом, кроме Чекана, блистали еще такие люди, как Георгий Вицин, Григорий Абрикосов и Степан Каюков. «Поддубного-2014» же поставил Глеб Орлов – создатель знаменитого кинопроизведения «Яйца судьбы». А компанию Пореченкову в кадре составляют постылые все лица – Юрий Колокольников, Роман Мадянов, Владимир Ильин. «Клоуна» то есть Анатолия Дурова – ближайшего дореволюционного друга Поддубного – тут вовсе не оказалось, что, возможно, и к лучшему (не Гоше же Куценко его играть).
Поддубный на ковре супротив длинного и в буквальном смысле слова склизкого француза
Сама фильма, как уже было сказано, – лубок лубком: в этом ее главное (и далеко не выгодное) отличие от крепкого соцреализма Барнета и Юдина. Впрочем, создатели ленты во главе с безвестным режиссером Орловым и небезызвестным продюсером Михалковым наверняка добились своим опусом именно того, чего хотели. А хотелось им сварганить, уж конечно, не кондовую русскую сказку, а развесистую проголливудскую клюкву в стиле рюсс. «Рюсс» в данном случае ограничивается легким антиамериканизмом и безудержным славословием славянского характера. Все остальное тут – чистейшая голливудщина средней паршивости.
Безликая музыка в духе американских претенциозных кинодрам. Чересчур бойкий для фильма о событиях столетней давности монтаж. Самое главное – вертлявый сценарий, скроенный по образу и подобию наиболее заурядных байопиков из тех, что за все времена состряпали на фабрике грез. Сюжет мелко нашинкован в однообразный салат из малооправданных флешбэков. Привычная чехарда с биографией героя – кусочек из детства, потом из старости, затем внезапно из зрелости и т. д. – вроде как не дает заскучать, но в итоге не оставляет цельного впечатления ни от показанной картины, ни тем более от превозносимого в ней человека.
Поддубный и антрепренер, поедающий не понравившийся Ивану контракт
И опять приходиться вернуться к «Борцу и клоуну». «Поддубный» как минимум наполовину дотошно повторяет все, уже показанное там (минус клоун, плюс квасной патриотизм), но самой своей формой словно бы издевается над личностью Поддубного. Нет, прямолинейный Иван Максимович явно не одобрил бы столь суетливого – в темпе глиссандо – рассказа о своей суровой, насупленной жизни. Впрочем, настолько же верится в то, что лично Пореченкову оригинальный Поддубный, пожалуй, пожал бы руку. И отечески присоветовал бы: «Да не якшайся ты, Миша, с доморощенными этими кинодельцами. А лучше поди да поступи в цирк, как все нормальные силачи».