Кино-2014: Все умрут, и никого не останется
В прокате Иркутска и области – суперхит мирового проката «Виноваты звезды», подростковая драма о любви двух раковых больных.
«Виноваты звезды» (The Fault in Our Stars) (12+). Режиссер: Джош Бун. США, 2014
Семнадцатилетняя Хейзел (Шейлин Вудли) больна раком легких и всю свою заведомо недолгую жизнь обречена не расставаться с тяжеленным кислородным баллоном на колесиках. В ночной клуб с такой аппаратурой не пойдешь, поэтому Хейзел остается общаться со своими сверстниками в группе поддержки для смертельно больных подростков. Энтузиазма эта печальная публика у куда более жизнерадостной Хейзел не вызывает, однако вскоре в группу заявляется восемнадцатилетний Август (Энсел Элгорт), пышущий не только оптимизмом, но даже и внешним здоровьем. Августу ампутировали одну ногу – при этом от рака ему, кажется, удалось избавиться. Несмотря на то, что Хейзел подобное везение не светит, она не может не ответить взаимностью на чувство с первого взгляда воспылавшего к ней юноши.
Мисс Вудли – типичная girl next door, «девушка, живущая по соседству»; в этом ее главный козырь
Мелодрамы про смертельную болезнь были популярны всегда («История любви», «Сладкий ноябрь», «Осень в Нью-Йорке», «Спеши любить»). По своим внутренним законам (чуть не написал: по внутренностям) все эти фильмы похожи, как две капли воды, однако хотя бы небольшая популярность уготована им в любом случае. Зритель (а в первую голову – зрительница) любит слезливые фильмы. И плевать, что рассмешить аудиторию, как известно, куда труднее, чем заставить ее заплакать. Комедии в глазах сентиментального потребителя – презренный жанр; пересматривать по сто раз в год хочется именно мелодрамы, а мелодрамы с плохим концом – даже и по двести раз.
Разумеется, эти законы распространяются и на литературу. Автор исходного романа «Виноваты звезды» (2012) Джон Грин, несомненно, понимал, что нащупал золотую жилу. Повесть о Ромео и Джульетте – вечный сюжет, а в эпоху, когда добрая половина современных бестселлеров состоит из чтива для чувственных старшеклассниц, – еще и беспроигрышный.
Август любит держать во рту сигарету, но никогда ее не зажигает. Пожалуй, это демонстративное «некурение» может вскоре широко распространиться среди подростков
Единственная инновация, которую потребовалось ввести в сей «бродячий сюжет» Джону Грину, дабы создать не просто рентабельное, а еще и резонансное, по-настоящему культовое произведение, – это сделать обоих персонажей смертельно больными подростками. Даже в замечательном фильме Гаса Ван Сэнта «Не сдавайся» (2011), где действовали герои аналогичного возраста, болен был только один из них (естественно, девушка). Нынешняя мода диктует обязательное вовлечение юных возлюбленных в интересы и проблемы друг друга. Если герой – вампир, он обязан укусить свою пассию; если героиня подписалась на голодные игры, она станет охотиться там на своего хахаля – никак иначе. Соответственно, отрок с онкологическим заболеванием может и должен заводить отношения лишь с товаркой по несчастью.
Однако за счет своей «жизненности» картина «Виноваты звезды» кажется на голову выше и «Сумерек», и «Голодных игр», и «Дивергента», из которого сюда перекочевали оба исполнителя главных ролей. Прекрасно и то, что исполнители эти выглядят максимально подходящими именно для воплощения в образы обычных американских подростков. Как в Шейлин Вудли, так и в Энселе Элгорте нет ни гламурности, ни стерильности, ни фальшивости. Живые, бодрые, предельно естественные молодые люди, да еще и с блеском интеллекта в глазах, что особенно приятно на фоне всевозможных паттинсонов.
Лучшая сцена фильма – визит к талантливому писателю (Уиллем Дефо), оказавшемуся мерзким человеком
Обидно только, что, вопреки своей декларированной жесткой честности, фильм все-таки не становится по-настоящему смелым ни в единой сцене. Героиня-рассказчица не устает высмеивать закадровым голосом мелодраматические клише поп-культуры, но на этом вся «продвинутость» повествования и заканчивается. Странное дело, вроде такая умница эта Хейзел, а не замечает, что и ее собственная история процентов на девяносто скроена из тех же самых сентиментальных штампов.