Ядерная игра на грани войны
Нарочитая демонстрация военной мощи снова становится важнейшим политическим инструментом.
Фото: РИА Новости |
Российские боевые самолеты все чаще летают в международном воздушном пространстве вокруг Европы, а западные истребители их условно перехватывают. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, в этом году таких перехватов было уже свыше ста — в три раза больше, чем в прошлом 2013-м.
Это по большей части российские стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-95, которые обычно летят по традиционному маршруту, известному среди летчиков как «за угол» — вокруг территории Норвегии в условную точку пуска к северу от Шотландии, откуда крылатые ракеты большой дальности ХХ-55 могут добить и до Вашингтона, и до Нью-Йорка. Дальность ХХ-55 — более 3000 км, каждая несет боеголовку в 200 килотонн. В полете Ту-95 нередко сопровождают летающие танкеры Ил-78 для дозаправки в воздухе, а часть маршрута — истребители-перехватчики. В прежние годы «за угол» часто летали сверхзвуковые Ту-160, но сейчас много реже: приходится экономить ограниченный моторесурс оставшихся двигателей НК32-1, которые пока невозможно вновь изготовить или капитально отремонтировать из-за утраты технологии производства ряда ключевых деталей. Обанкротился завод, разобрали в утиль советскую производственную линию, ушли на пенсию, умерли, разошлись прежние специалисты. Есть (профинансирована) программа восстановления производства двигателей НК32-1, но пока довести до результата не удается.
Наш Генштаб полагает окруженную уже в мирное время Калининградскую объединенную группировку самым слабым участком обороны и отрабатывает планы ее срочного усиления в случае обострения с НАТО. Много и регулярно в Калининград из Питера и обратно летает над Балтикой истребителей, фронтовых бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов по узким, особенно в Финском заливе между Эстонией и Финляндией, воздушным коридорам. Военным бортам летать над территорией стран Балтии не разрешают, а над морем летчики нередко приближаются, а иногда ненароком и влезают в чужое воздушное пространство. Сейчас в общей нервной обстановке, когда конфликт вокруг Украины вплотную приблизил Россию и НАТО к новой холодной войне, почти каждый перелет сопровождается условно-учебным перехватом с последующим обменом заявлениями и опровержениями. Они: вы нарушали и угрожали. Мы: ничего не нарушали и вообще в своем праве.
Авиаманеврами, конечно, дело не исчерпывается: на днях во время мирового экономического саммита G20 в Брисбене к берегам Австралии (очевидно, для подкрепления переговорных позиций президента Владимира Путина или его защиты от недругов) отправилась существенная сводная флотилия Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов: 2 ракетных крейсера, 2 фрегата (БКП), корвет-сторожевик, танкеры и морские буксиры, без которых наши престарелые боевые корабли в дальние походы не ходят (чтобы было кому домой тащить, если хода лишатся). В Филиппинском море наши устроили маневры с боевыми стрельбами. Поскольку самолетам даже дальней авиации долететь до Австралии и вернуться без посадки затруднительно, и нет в регионе дружественных авиабаз, пришлось посылать флот — видно, очень показаться хотелось.
В холодной войне подобная нарочитая демонстрация военной, прежде всего ядерной, мощи была важнейшим политическим инструментом. Это называлось «балансировать на грани войны», или brinkmanship, — термин, предложенный в пятидесятые покойным американским госсекретарем Джоном Фостером Даллесом для обозначения намеренного нагнетания угрозы ядерной войны до самого края пропасти (the brink). Так как ядерная война ведет к «гарантированному взаимоуничтожению», или mutual assured destruction (MAD), противная сторона вынуждена идти на компромиссы и уступки. Во время той холодной войны эту тактику с успехом применяли обе стороны, но придумали ее американцы, которые уступали советскому блоку в обычных вооружениях и больше полагались на ядерные. Во время Карибского ракетного кризиса в октябре 1962 года Вашингтон повысил уровень военной готовности до «красного» DEFCON 2 по пятибалльной шкале. Кризис закончился компромиссом.
В октябре 1973-го, во время «войны Судного дня» на Ближнем Востоке, израильтяне форсировали Суэцкий канал, прорвали оборону, египтяне остановить их не могли и запросили помощи в Москве. В СССР начали сажать в транспортные самолеты дивизии ВДВ для переброски в долину Нила — останавливать ЦАХАЛ. Вашингтон ввел «желтый» DEFCON 3 для стратегических сил и подготовил для переброски в регион свои десантные дивизии. Друг Путина, госсекретарь Генри Киссинджер, прилетел в Москву и, как говорят, несколько дней уговаривал советское руководство пойти на уступки, поскольку его шеф Ричард Никсон — сумасшедший антикоммунист, постоянно напивается виски (что было, в общем, правдой) и готов нажать ядерную кнопку. Сработало: было объявлено перемирие, а десант отменили, прислав вместо него в Каир группу наблюдателей. А СССР окончательно утратил всякое влияние в Египте.
DEFCON 3 был введен и 11 сентября 2001-го. Высший «белый» DEFCON 1 пока ни разу не вводили, так как это уже, по сути, ядерная война.
Сегодня Россия вкладывает триллионы рублей в ядерное перевооружение и модернизацию, но реально воспользоваться этим невозможно из-за MAD. Так как РФ существенно уступает США и союзникам в неядерных вооружениях, то остается использовать ядерный шантаж, или brinkmanship, напоминать зажравшимся собственным сыром европейцам, что может выйти, если не одумаются и не отступятся от нашего Крыма с Украиной, свернув заодно санкции. Только так можно получить хоть какую-то практическую пользу от немереных денег, вбуханных в ядерные силы. Конечно, brinkmanship может сработать только, если западные лидеры вправду поверят, что в Москве распоряжается начальник типа Никсона или похуже. Одних маневров со стрельбой, ракетными пусками и перелетами старых бомбардировщиков недостаточно, тем более запорожский «Мотор-Сич» перестал поставлять в РФ турбины для крылатых ракет, а импортозамещение пока не налажено. Похоже, Путину придется существенно ужесточать стиль общения с Западом, но тут самое важное не переборщить и не свалиться с грани войны прямо в MAD.