Чиновники Улан-Удэ сэкономят на горожанах, но себя не обидят
Финансовая ситуация Улан-Удэ гораздо хуже, чем даже предъявленные параметры утвержденного бюджета. Экономические показатели эксперты называют катастрофическими, а обязательства города – неподъемными. В отсутствие денег мэрия собирается экономить на горожанах, при этом тратя десятки и сотни миллионов на свое содержание и доплаты к пенсиям бывших служащих.
Катастрофические цифры
Те цифры, которые озвучила мэрия горсовету на сессии, – всего лишь вершина айсберга. Как оказалось, есть множество моментов, отягчающих финансовое положение города.
Общие доходы города в следующем году составят 5,7 миллиарда рублей. Из них собственных доходов – только 3,9 миллиарда, которые складываются из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений без учета субвенций. Вся эта математика была озвучена при принятии бюджета, но они не показывают всего финансового кризиса Улан-Удэ.
За бортом публичных обсуждений остались другие цифры. Например, реестр расходных обязательств города. Это все те обязательства, которые нужно было бы выполнить, если бы хватило ресурсов. Улан-Удэ необходимо для этого 10,2 миллиарда рублей. Но средств не хватает, и из этого реестра будет исполнена только часть.
Сюда необходимо добавить 2,7 миллиарда долгов по кредитам. Картина выходит безрадостная.
- Требуется 10,2 миллиарда. Собственных доходов всего – 3,9 миллиарда. Получается, что коэффициент обеспеченности бюджета – 38,2 процента, коэффициент финансовой устойчивости города всего лишь 30,1 процента, следовательно, коэффициент бюджетной безопасности (произведение коэффициентов обеспеченности бюджета и его финансовой устойчивости)– 11,5 процента, - объясняют эксперты.
И это с учетом тех денег, которые выделила республика в виде субсидий.
- То есть в утвержденном бюджете за счет безвозмездных поступлений эти показатели все-таки немножко выровнялись. Без республиканских денег была бы просто катастрофа. Без тех 2,5 миллиарда, которые все-таки дали из республики (из них 1,7 млрд руб. в виде субвенций), финансовая устойчивость составила бы всего 19,9 процента, обеспеченность – 33,3 процента и бюджетная безопасность 6,6 процента. Но в любом случае республиканские деньги дают выжить, но не позволяют считать ситуацию нормальной, - говорят в горсовете.
Пресловутые кредитные деньги играют серьезную роль в сегодняшнем финансовом положении города. Мэрия должна, как уже было сказано, более двух миллиардов рублей по внешним долгам. И это не бюджетные кредиты, где более или менее низкие ставки и большие возможности по пролонгации. Город должен коммерческим банкам, и рассчитаться с долгами нужно в течение двух лет. Судя по состоянию финансовой системы страны, пролонгации ждать не приходится.
Возникли эти кредиты не сегодня. Долговой шлейф тянется еще с первой половины «нулевых», когда мэрия брала кредиты на те цели, которые не предусмотрены в Бюджетном кодексе. В начале 2000-х годов мэрия под давлением правительства республики брала кредиты на погашение задолженности населения перед «Бурятэнерго». В итоге мы получили кредитный хвост, который тянется до сих пор. И оказывает жесточайшее давление на бюджет.
Заработать не выходит
Во всех городах рецепт выживания, и не попадания в банкротство, прост - нужно повышать собственные доходы города. Но в случае с Улан-Удэ и они сокращаются. При этом непонятно, как мэрия собирается возмещать эти убытки.
Если мы посмотрим на доходную часть города, то увидим там только лишь налоговые поступления, которые выражаются только лишь в виде НДФЛ.
Но на сегодняшний день и здесь мы видим несуразицу. Министерство экономики Бурятии утверждает, что безработица сокращается и стоит на уровне 7 процентов. Но поступления в городской бюджет от НДФЛ уменьшаются. Это говорит о большом количестве не работающих индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.
Тогда каким образом собираются пополнять уменьшение налоговых поступлений? За счет развития других предприятий или за счет того, чтобы придушить оставшиеся? На сегодняшний день на практике проводятся повторные проверки успешно работающих именно местных предприятий, а не монополистов. И доначисляются им существующие или несуществующие налоги, которые потом оспариваются в судах. Предприятия под угрозой или остановок, или банкротств. Тем самым уменьшается база для налоговых поступлений, и потенциально увеличивается армия безработных. Кроме городских проблем, налицо абсолютно несогласованная политика надзорных органов федеральных с местной властью и с республиканской.
Падает и другой вид поступлений в бюджет – неналоговые доходы. Их источники – это в основном арендные платежи от муниципального имущества. И они, несмотря на многочисленные отчеты КУИ о «наведении порядка» в этой области, сильно сокращаются.
Например, в 2004 году по этой статье город получил 84 миллиона рублей. В 2012 году – уже 35, и на 2015 год запланировано всего 23 миллиона. То есть эта тенденция началась не сегодня и, судя по всему, продолжится и дальше.
Происходит это из-за того, что мэрия попросту распродает остатки. И в этом был бы практический смысл – ведь вместо арендных платежей в казну будет поступать налог на имущество. Но не в нашем случае. Городские власти перестарались, распродав все, что можно и нельзя, для наполнения бюджета в предыдущие годы. И налоги в городской бюджет уже на частные объекты не покрывают прежние арендные платежи с этих же объектов, но находившихся ранее в муниципальной собственности.
Кроме аренды, есть такая статья доходов, как вклады в уставные капиталы. Но и от них приходит не так много. По крайней мере, от долей в «Водоканале, «Улан-Удэ Энерго» прибыли не поступает вообще. Хотя по итогам прошлого года прибыль «Улан-Удэ Энерго» составила 50 миллионов рублей, в бюджет эти деньги не попали. А ушли они «на погашение убытков прошлых лет». Единственное предприятие, которое приносит городу прибыль, – это «Тивиком». Но не факт, что регулярно меняющаяся политика мэрии в отношении телекомпании не приведет к гораздо более плачевным результатам.
Получается, что сегодня повысить доходы города, если и можно, то в очень отдаленной перспективе. Так что придется экономить. Встает вопрос – на чем? И здесь начинаются интересные вещи.
Сэкономить на жителях
Депутаты горсовета послали запрос в комитет по финансам администрации города с просьбой пояснить катастрофичную ситуацию с бюджетом. И получили ответ, что при уменьшении собственных доходов муниципалитета более чем на 10 процентов придется секвестрировать некоторые части бюджета. При этом предлагалось сократить такие статьи, как транспорт, освещение и уборку территорий. На деле это означает, что горожанам, в случае ухудшения экономической обстановки, придется ходить пешком по неубранным улицам и в темноте.
То есть, если власти и будут экономить, то только на горожанах. Такие статьи, как содержание аппарата или доплаты к пенсиям, трогать никто не собирается. А ведь там кроются немалые суммы.
Непрограммные расходы бюджета составят 639 миллионов рублей, в том числе: обеспечение деятельности органов местного самоуправления – 409 миллионов рублей, обеспечение деятельности автотранспортного управления – 50 миллионов рублей, резервный фонд администрации города Улан-Удэ – 39 миллионов рублей, доплата к пенсии муниципальных служащих – 36,5 миллиона рублей, - докладывал председатель комитета по финансам города Александр Аюшеев на последней сессии горсовета.
То есть почти полмиллиарда уходит на содержание мэрии. Почти сорок миллионов – на доплату к пенсиям. Но если мэрия будет сокращать расходы, то «косить» начнут уборку улиц, транспорт и освещение. Логика весьма странная, но для нас уже привычная. Ведь экономить на себе у наших властных органов не принято.
Между тем, в первом чтении расходы на доплаты к пенсиям были утверждены в сумме 33 миллионов. До 39 миллионов они выросли ко второму. И это при том, что бюджет, по словам чиновников, в будущем году будет «жесткий». Видимо, жестким он будет, скорее, для горожан, чем для самих чиновников, в том числе и бывших.
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]