Кино-2014: Каникулы царского режима
В прокате Иркутска и области – «Елки 1914», традиционные новогодние приключения Вани У. и Сережи С., помещенные в антураж столетней давности.
«Елки 1914» (6+). Режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Юрий Быков, Александр Карпиловский, Дмитрий Киселев, Александр Котт, Ольга Харина. Россия, 2014
Российская империя, последние дни 1914-го. На дворе Первая мировая, но люди, как и всегда, ждут не дождутся Рождества, хотя власти грозят официально отменить традиционные елки по всей стране, ввиду того, что это, мол, типично немецкий обычай.
В общем, русский народ, как ему свойственно, к властям прислушиваться не желает, а наоборот – начинает собирать петиции в поддержку отмены вздорного указа. Сначала за это берется скучающий в госпитале солдат Иван (Александр Паль), пусть и главным образом ради того, чтобы привлечь внимание приглянувшейся ему медсестры. Но зато активисты со всех концов России дружно включаются в этот процесс – и вот уже рука царя-батюшки Николая Кровавого (лица не покажут) тянется к богопротивному указу, дабы перечеркнуть его веским императорским словом: «чепуха». Так что шапки долой, господа: елке – быть!
Похвальная градация: от Медведева в первой серии до медведя в четвертой
Вот уж целую пятилетку напролет хват, швец да жнец (то бишь продюсер, режиссер и даже сценарист) Бекмамбетов потчует нас киносборниками сусальных святочных рассказов, поступающими в прокат аккурат перед Новым годом. Понятно, что для одного человека такой труд был бы неподъемен, поэтому не приходится дивиться толпам нанятых режиссеров да сценаристов, на одно перечисление которых уходит едва ли не половина титров всякой серии «Елок». Более того – все сценаристы даже и не влезают в эти титры, так что там непременно следует приписка: «а также креативная группа такая-то». Получается, что историйки для «Елок» сочиняют если не сотни креативщиков, то десятки точно.
Однако, как это ни поразительно, результатом сей трудоемкой затеи каждый раз оказывается не более чем предельно примитивный лубок. Смешного в нем почти нет, однако нет и похабного. Выходит, все титанические усилия бекмамбетовцев направляются исключительно на то, чтобы не допустить в кадр никаких непристойностей (и, соответственно, чтоб можно было присобачить к «Елкам» умиротворяющую бирку «6+».
Умильный песик Пират, так всех доставший в предыдущей серии, забежит на пару кадров и в эту
При этом всяческой пошлости (ну да, кроме похабной) в «Елках» – хоть отбавляй. Только это не какая-нибудь там чудовищная, наглая, безобразная пошлость, а именно что «для семейного просмотра». Сентиментальщина, доходящая до тотальной рахат-лукумности. Более приторной франшизы на свете нет – какой-нибудь Дисней в худших своих проявлениях оставлен далеко позади циником Бекмамбетовым. Известно ведь, что только безнадежно испорченные бесстыдники способны продуцировать отвратительно слащавые опусы, дабы скармливать их доверчивым и непритязательным массам.
Ургант, Светлаков и та коза, с которой первый перепутает второго в следующей сцене
Показательно, что именно к четвертой серии «Елок» сюда подтянулись актеры из богомерзкого «Горько!». Казалось, бы «Елки» и «Горько!» – картины несовместимые, противоположные во всем. Доселе у них было одно общее звено – Светлаков, но он, как известно, вездесущ, ему можно. К тому же в «Горько!» Светлаков играл Светлакова, и на его месте легко можно было представить любую другую личину из телевизора: от Сергея Безрукова до Веры Брежневой. К прочим лицедеям из «Горько!», казалось, навек прилипли их гопнические маски. Мнилось, что явление этих рож в сладеньких «Елках» будет чем-то немыслимым.
Но создатели ловко перенесли действие четвертых «Елок» на сто лет назад. С накладными усами и бородами, с шиньонами и вуалями, со словоерсами и «милостивыми государями» на устах всем этим нашим актеришкам действительно удалось вырваться за пределы своих обычных и антипатичных амплуа.
Одни только Ургант и Светлаков остались все теми же Ургантом с Первого канала и Светлаковым с ТНТ. Просто они единственные здесь шоумены, а не актеры. В 1914-м телеведущих еще не было – с этим у авторов, конечно, промашка вышла.