РепринтЪ: Провал штурма Грозного
15 лет назад, в январе 2000 года, Бабр писал:
"Первоначальный план штурма Грозного фактически провален – войска не могут дальше сжимать кольцо окружения, не неся тяжелых потерь. А они только за 10 последних дней составили 78 убитыми и 155 ранеными. Ситуация настолько критическая, что в Моздок срочно вылетел начальник главного оперативного управления Генштаба Балуевский. Из отпусков отозван ряд других генералов, участвующих в чеченской кампании. В частности, нач. штаба Северокавказского военного округа Баранов и командующий Западной группировкой федеральных войск Шаманов.
Ситуация в Грозном за последние двое суток, судя по тем скупым сообщениям, которые все-таки просачиваются в прессу, настолько осложнилась, что некоторые военные уже поговаривают о возможности отвода штурмовых подразделений на позиции, с которых штурм города начинался две недели назад. Дело в том, что на некоторых направлениях боевики смогли прорвать фронт наступающих частей и милиции Гантамирова и выйти в частично «зачищенные» районы Грозного. В частности, после двух суток относительного затишья вновь начались ожесточенные перестрелки в Старопромысловском районе.
Самое же печальное то, что прорывы 3-5 января совершены почти на всех направлениях. В результате передовые подразделения федеральных сил в ряде районов города оказались в настоящем окружении. Именно с этим связан и резкий рост потерь. Точных, а главное вызывающих доверие, цифр, само собой, нет, и приведенные сегодня «Интерфаксом» данные о 78 убитых и 155 раненых со ссылкой на источник в штабе в Моздоке, скорее всего, не отражают реальную картину. По косвенным признакам можно понять лишь одно — потери выросли в разы. Не случайно военные официально повысили ежесуточную динамику боевых потерь с 1-2 до 6-8 человек убитыми и до 20-28 ранеными, тогда как даже при штурме Урус-Мартана официально было ранено всего 16 человек.
Неспроста в Моздок переброшен сегодня и «летающий госпиталь» «Скальпель», созданный на базе самолета Ил-76. С его помощью, согласно официальной информации, военнослужащие, получившие тяжелые ранения, будут оперативно доставляться в военно-медицинские учреждения центральных регионов России. Но ведь раненые и так вполне успешно перебрасывались в Москву, Тулу, другие города, и потребности в «Скальпеле» до вчерашнего дня не было. А сегодня вдруг появилась…
Пока нельзя говорить о том, что ситуация в Грозном полностью вышла из-под контроля федеральных сил – город по-прежнему надежно блокирован со всех сторон, по огневым точкам боевиков круглосуточно наносятся массированные огневые удары. Но попытка сжать кольцо окружения до нескольких центральных кварталов, судя по всему, все-таки провалилась. Это опять же косвенно признал сегодня отозванный из отпуска генерал Шаманов, командующий Западной группировкой федеральных сил, — боевикам удалось «на некоторых окраинах Грозного контратаковать подразделения федеральных сил». Но контратаки были отбиты, боевики понесли тяжелые потери. Шаманов при этом ушел от прямого ответа на вопрос, был ли нанесен удар по его штабу в Алхан-Юрте.
С целью оценить сложность ситуации в Грозном в Моздок сегодня вылетел начальник главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник Юрий Балуевский. Из отпуска, по информации АВН, отозван нач. штаба Северокавказского военного округа генерал-полковник Александр Баранов. Перед ними стоит непростая задача – оценить реальную ситуацию в городе и разработать новый план уничтожения боевиков. Расчет на их почти механическое поквартальное уничтожение, как показывают события последних дней, не оправдался. Неясно даже, насколько серьезные потери понесли боевики за все время штурма Грозного. Если посчитать официальную статистику, то окажется, что только при попытках прорыва уже уничтожено около 500 человек. Но при этом на их сопротивлении в центре города подобные потери никак не сказались. В этой связи оценки нашими военными численности боевиков в Грозном в 2 тысячи могут оказаться на деле не соответствующими действительности. У них еще есть силы даже на то, чтобы по ночам прорывать сплошной фронт наступления штурмовых подразделений и выходить им в тыл.
В связи с этим последние заявления Бориса Ельцина и вице-премьера Николая Кошмана о сроках окончания чеченской кампании кажутся даже оптимистическими. Борис Ельцин в Иерусалиме заявил, что боевые действия продлятся еще около двух месяцев, а Кошман в Москве заявил о пересмотре сроков завершения грозненской операции. Уж больно ожесточенно сопротивляются боевики. Наши военные, оказывается, такого не ожидали.
Что будет дальше. Выбор на самом деле не велик. Если нашим генералам дороги жизни солдат, то Грозный (прежде всего центральные районы) нужно сносить к чертовой матери тяжелой бомбардировочной авиацией, чтобы от подвалов и подземных коммуникаций боевиков ничего не осталось.
Но для этого сначала нужно отвести войска, а во-вторых, попытаться вывести из города остатки мирного населения. А его там по-прежнему много. Да и Запад тут же взвоет, как только Грозный начнут ровнять с землей столь демонстративными методами. Остается либо перегруппировать войска, сжать зубы и, невзирая ни на какие потери, уничтожать центр города штурмовыми подразделениями, либо установить блокадное кольцо по границе уже зачищенных районов и методично бить артиллерией и авиацией по тем целям, которые будет добывать разведка. Но каждый из этих вариантов также плох, как и первый — они не позволяют закончить «операцию по зачистке Грозного» быстро и с минимальными потерями. А впереди — выборы…"