Турбизнес Приангарья под угрозой исчезновения?
В конце декабря прошлого года медийное пространство Иркутска сотрясло полное тревоги, но почти лишенное ясных аргументов сообщение о возможном исчезновении регионального турбизнеса.
19 декабря исполнительный директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма Галина Солонина сообщила корреспонденту информационного агентства БайкалПост, что поправки в федеральное законодательство о туристической деятельности приведут к исчезновению туристического бизнеса Иркутской области.
«Если раньше были взносы в фонд турпомощи и страхование ответственности туроператора, то сейчас предлагается тройное страхование, – обозначила губительную новеллу Галина Солонина (здесь и далее цитата по ИА БайкалПост. – Бабр).
– К первым двум предлагается прибавить страхование каждого туриста. Если эту норму примут, а закон уже лежит в Госдуме, то региональный туристический бизнес прекратит своё существование. Потому что это будет превышать всю выручку, которая имеется у региональной компании. И так перестрахование было тяжким грузом для компаний, их число существенно снизилось. А эти поправки окончательно добьют отрасль», – заключила эксперт.
Какой закон «лежит в Госдуме», что значит «страхование каждого туриста», о выручке каких компаний идет речь – туроператоров или турагентств, – ответов на эти, проясняющие ситуацию вопросы, в тексте информационной заметки не было. Заранее скажем, что несмотря на туманные тезисы, обеспокоенность Галины Солониной была вполне обоснованной, хотя и несколько преждевременной.
В заботах о безопасности
Законопроект, о котором говорила эксперт, носит длинное название: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристического рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ». Документ уже прошел общественные обсуждения, был одобрен Министерством культуры и внесен на рассмотрение в нижнюю палату парламента.
Напомним, работа над ним началась ещё в сентябре 2014 года на фоне разразившегося в отрасли кризиса. Тогда за границей остались тысячи россиян, отправившихся отдыхать по путёвкам от впоследствии обанкротившихся компаний. Возвращать их в Россию пришлось за счёт средств фонда «Турпомощь».
Всего в законопроекте более 40 новелл, краткое их описание можно найти на сайте Ассоциации туроператоров. Эксперты этой организации дотошно изучили документ и пришли к выводу, что «ряд положений законопроекта ставит под вопрос не только развитие туристического бизнеса, но и его существование в целом». Свои мысли на этот счет они изложили в письме, которое направили председателю Госдумы Сергею Нарышкину, главам всех думских фракций и руководителю экспертного совета по туризму Михаилу Емельянову. Как говорится, их бы слова да президенту в уши.
«Тройное страхование» – что за зверь?
Более всего возмутил представителей туристического рынка блок нововведений в части обеспечения финансовой ответственности туроператоров перед туристами. Законопроект предусматривает новый порядок расчета финансового обеспечения (размера страховки или банковской гарантии) туроператора. Конечно же, в сторону увеличения. Это касается как туроператоров, работающих только на внутреннем рынке (финансовое обеспечение для них составит 500 тыс. рублей), так и туроператоров, работающих в сфере выездного туризма (им придется заключить договор со страховой компанией или банком не менее чем на 50 млн рублей).
Изменится и размер отчислений в компенсационный фонд, который после принятия закона будет называться резервным. Вместо 100 тыс. рублей придется перечислять в «Турпомощь» от 100 до 500 тыс. рублей. Чем больше клиентов, тем больше выплата. Это новшество касается только туроператоров, вывозящих соотечественников за рубеж.
А теперь о «страховании каждого туриста» в котором Галина Солонина увидела причину будущего краха турбизнеса региона (хотя и поняла по-своему). Абсолютная новелла законопроекта – образование фонда персональной ответственности. Фонд формируется за счет перечислений туроператоров из расчета: 100 рублей, умноженные на прогнозный показатель количества туристов на будущий календарный год.
Однако с точки зрения АТОР, создание фонда персональной ответственности хоть и создает дополнительные трудности и, в связи с некоторыми деталями законопроекта, предпосылки для возникновения коррупции, при этом не является неподъемной ношей. Тяжелые последствия для турбизнеса несет требование об увеличении финансового обеспечения, но и не его эксперты назвали «палачом» отрасли.
Что «добьет» турбизнес?
Кровавые слезы владельцы турфирм льют от предложения обязать турагентства работать только от имени и по поручению туроператора. В законопроекте оно звучит так: «Продвижение и реализация туристского продукта осуществляется турагентом на основании агентского договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора».
Эксперты считают, что исполнить это требование невозможно ни туроператору, ни турагенту. «Не вызывает никаких сомнений, что после введения этой нормы без работы останутся десятки тысяч россиян, осуществляющих трудовую деятельность в турагентских компаниях. Очевидно, что общественный резонанс будет колоссальным»,– предрекают всеобщие волнения эксперты АТОР.
По примерным подсчетам на рынке сейчас работают более 20 тысяч турагентств. Небольшая туроператорская компания взаимодействует как минимум с 1-2 тысячами агентов, ведь основная реализация турпродукта осуществляется через них. У крупного туроператора могут быть заключены договоры с 15 тысячами турагентов. Как можно всем им раздать доверенности на действия от своего имени? Ведь гарантий качественной и профессиональной работы турагента просто не существует. Сейчас по всей России ежедневно, безнаказанно, с деньгами туристов пропадают недобросовестные турагенты. Введение такой нормы увеличит количество мошенничеств в несколько раз. Туроператор не должен отвечать за всех.Из письма АТОР председателю Госдумы Сергею Нарышкину, главам всех думских фракций и руководителю экспертного совета по туризму Михаилу Емельянову.
Мнение АТОР поддерживает большинство участников рынка. Злосчастную поправку «от имени и по поручению» пытались внести в закон еще в 2004 и в 2011-12 годах. Не получилось. Спасибо экспертам, которые с разных трибун заявляли о том, что введение этого положения снизит число легитимных агентств на рынке, а, значит, и защищенность туристов. Почему о ней вспомнили сегодня, когда на повестке как раз усиление правовой защиты туристов, неясно.
Надежда умирает последней
Впрочем, паниковать пока рано. Да, поправкам, «лежащим в Госдуме», под силу добить отрасль. Но! До подписания и вступления в силу злосчастный законопроект еще должен пройти три чтения в Госдуме и быть одобрен Советом Федерации. У туроператоров, турагентов и сочувствующих еще есть возможность повлиять на содержание документа. Собственно, это они, в меру своих сил и возможностей (как Галина Солонина или АТОР), и делают.
Мы же от гипотез и предсказаний перейдем к реальности и на примере банкротства одного небольшого турагентства попробуем рассмотреть проблемы посредничества в турбизнесе. Материал на эту тему читайте на Бабре через неделю.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!