На экраны выйдет фильм "Игра в имитацию"
Фильм "Игра в имитацию" сенсационен: он коснулся тайной истории, многие десятилетия хранившейся под замком. К сожалению, художественной сенсацией он не стал, и его выдвижение на премию "Оскар" - скорее дань его скрупулезному профессионализму.
Норвежец Мортен Тильдум до сих пор не был замечен в крупных художественных достижениях. Это его первый фильм в Великобритании и сразу - 8 номинаций на Академические премии, включая "Лучший фильм" и "Лучшая режиссура". Его холодный скандинавский темперамент вполне гармонирует с миром сухой математики, в котором пребывает герой фильма и герой истории Второй мировой войны, доселе остававшийся неизвестным широкой публике. Как гласят финальные титры, благодаря этому человеку война длилась на два года меньше, чем могла бы, и он спас как минимум 14 миллионов жизней - все той же сухой математикой. Человечество отплатило ему гнусно: пыталось "лечить" здорового гормональной терапией и довело до самоубийства.
Алан Мэтисон Тьюринг - тот, чьи идеи легли в основу теории информатики и дали толчок современным компьютерным технологиям. Изобретатель вычислительного механизма, получившего название "Машина Тьюринга", - в сущности, первого в мире компьютера. Эта машина с бесчисленными вращающимися барабанами в деталях воспроизведена в фильме.
Если говорят, что человек с детства чем-то ушиблен - это полностью относится к Тьюрингу, со школы ушибленному математикой. Что он математический гений, люди сообразили далеко не сразу - точнее, после его смерти. При жизни ему ставили палки в колеса, его ненавидели, его машину пытались ломать, его идеи казались сумасбродными, потому что понять гениальные прозрения заурядному человеку не дано. Когда Британия вступила во Вторую мировую, он пошел работать в так называемую Правительственную Школу кодов и шифров - секретный центр по взлому вражеских кодов, из которых самым неприступным была знаменитая "Энигма". Этим кодом пользовались, в частности, немецкие подводные лодки, координируя свои атаки на боевые корабли союзников и их транспортные суда. Почти детективный ход мысли, который привел Тьюринга к овладению тайной шифровок "Энигмы", - самая напряженная сюжетная линия фильма. Это вторая, невидимая война, протекавшая вдали от боевых действий: война гениальных мозгов - немецкого и британского. От того, какой из них возьмет верх, как показала история, зависел исход Второй мировой. Это к вопросу о том, какое оружие эффективнее - научная мысль или железо.
Но на пути к победе стояли не только вражеские ученые, непрерывно совершенствовавшие свои шифрограммы. Врагами оказались и свои. Узколобое командование было не в состоянии оценить масштаб и смысл новаторских идей этого подозрительного, не приспособленного к жизни человека. И пещерный закон, подстерегавший гения в самой интимной сфере жизни: Тьюринг был гей, а стало быть, по закону - преступник. Поэтому борьба за осуществление научной мысли, которую позже назовут гениальной, причудливо перемешена в фильме с попытками героя отстоять свое человеческое достоинство. Попытки закончились, как известно, трагедией.
В роли Тьюринга - Бенедикт Камбербэтч, чья звезда взлетела в зенит стремительно и сразу стала одной из самых ярких в кино. Актер оригинальной внешности и особого интеллектуального обаяния, что сделало его незаменимым для ролей мыслителей: от Шерлока Холмса до Джулиана Ассанжа и Алана Тьюринга. Впрочем, в этой последней роли он свое обаяние отважно гасит: его герой труден для окружающих и больше всего - для самого себя, он полон комплексов, нерешителен, неловок, неприятен. Все, что он умеет, - думать. И главная загадка роли: мы почти физически ощущаем "отдельность" Тьюринга, его абсолютную погруженность в мир цифр и вычислений, из которого потом и вырастет тот виртуальный мир, который многие считают интереснее и перспективнее реального. Между ним и окружающими - невидимый барьер, через который еще нужно докричаться. Думаю, что из всех претендентов на актерского "Оскара" Камбербэтч - самый реальный.
Вторая важная роль в фильме отведена музыке Александра Депла: в ней тоже иные, "цифровые" ритмы, стрекот первых вычислительных машин и марсианское сознание, в которое не дано проникнуть смертным. Я думаю, Депла из претендентов на премию - сильнейший. В остальном картина, мягко говоря, иллюстративна и страдает всеми пороками кинобиографий. Примитивна ее драматургия, исправно переносящая нас то в юность героя, где развиваются его странные отношения со школьным другом Кристофером, то в комнату следователя, где идет допрос обвиняемого в "непристойном поведении", причем следователь поражен ходом мысли героя - в отличие от зрителей, озадаченных ее многозначительностью. Вызывает вопросы и выдвижение в номинанты ничем не примечательной режиссерской работы. Все это можно объяснить только неурожайным на шедевры годом, а также понятным пристрастием "Оскара" к фильмам-покаяниям за многочисленные несправедливости ушедшей истории.