Кино-2015: Сперва убейся!
В иркутском прокате – «Охотник на лис», претендующая на «Оскары» спортивная драма о цене успеха, вольной борьбе и клинической психопатии.
«Охотник на лис» (Foxcatcher) (18+). Режиссер: Беннетт Миллер. США, 2014
Америка, закат восьмидесятых, очередные депрессивные годы. Волнения подчас поселяются в умах даже медийных персон – звезд шоу-бизнеса, крупного капитала, спорта. В одну из безобразных историй оказались втянуты и братья Шульцы – Марк (Ченнинг Татум) и Дейв (Марк Руффало), оба – олимпийские чемпионы по вольной борьбе. На этом, пожалуй, сходство между братьями заканчивается. Старший Дейв обаятелен, умен, улыбчив, успешен, у него семья и талант тренера. Младший Марк малоприятен, туповат, угрюм и неудачлив. О семье и мечтать не приходится, а все его заслуги в спорте, кажется, тоже следует отнести на счет Дейва.
Но почему-то именно с Марком однажды выразил горячее желание познакомиться некий миллионер Джон Дюпон (Стив Кэрелл). От приглашения со стороны миллионера способен отказаться в Штатах только полоумный, а Марк все-таки не до такой степени социопат. Поэтому Шульц-младший летит в далекое Дюпоново поместье и обстоятельно знакомится там с его хозяином – престранным, придурковатым, буквально гротескным типом. Дюпон, как выясняется, латентно помешан на вольной борьбе и намеревается вложить в Марка состояние. Благоразумный Дейв поначалу возражает против этого, однако Марк первый раз в жизни находит в себе силы не согласиться с братом…
Высокомерно задирающий голову Джон Дюпон – хрестоматийный пример ничтожества на троне
Близится «Оскар», и в прокат понемногу поступают его главные фавориты. «Охотник на лис» – как раз один из таковых: пять номинаций – не шутка. К тому же здесь счастливо сочетаются те обстоятельства, к которым киноакадемики от века питают наиболее крепкие чувства. Во-первых, «Охотник» – байопик, очередная историйка по мотивам реальных событий. Во-вторых, главный (и заглавный) его герой – фрик, чудак и чуть ли не чокнутый. «Реальные события» заведомо приближают фильм к «жизненности», что на «Оскаре» почитается высшей ценностью (сюр и абсурд там не в чести). А уж скольких именитых артистов в свое время наградили златой статуэткой за их воплощение в образы различных имбецилов да шизоидов – не поддается никакому перечету.
В этом смысле номинированный Стив Кэрелл имеет все шансы отхватить вожделенного «дядюшку». Правда, предстоит серьезная конкуренция с Эдди Редмейном, сыгравшим самого Стивена Хокинга. Хокинг, понятно, не олигофрен, а, наоборот, умнейший человек эпохи, однако же давным-давно парализованный. Поневоле пожалеешь академиков – и как им, бедным, разорваться меж психом и инвалидом? Ведь «все такое вкусное»…
Из Татума и Руффало – столь же «убедительные» родные братья, как из мачо и ботана
Впрочем, по скромному разумению автора этих строк, комик Кэрелл не очень-то заслуживает награды. Спору нет, псих у него вышел отменный, но за счет стараний не столько самого актера, сколько гримеров (пятая оскаровская категория, в которой выдвинут «Охотник на лис», как раз и называется «Лучший грим и прически»). Кэррелу тут прикрепили огромный… не нос даже, а форменный клюв. Плюс Стива изрядно состарили, обезобразили, придали ему сходство с монстром из фильма ужасов. Словом, поистине не узнать нашего «сорокалетнего девственника» и «Эвана Всемогущего». В такой маске решительно любая актерская игра будет производить жуткое и гнетущее впечатление, что в данном случае и происходит. Кэрелл без видимых усилий транслирует с экрана флюиды неадекватности. Да, типа того что жизненной, однако его Дюпон все равно поразительно напоминает Роберта Де Ниро во «Франкенштейне».
Бывают «команды мечты», а у Дюпона – «команда разрушения американской мечты»
Два брата-акробата – Татум и Руффало – на фоне такого фрукта смотрятся невыгодно. Первый – качок-тугодум, второй – «правильный тренер», воплощение идеального американца. Скучно, старо. Смысл же всей этой истории, ради которого лента и была снята, раскрывается за десять минут до конца. «Оскаровский» ли это фильм? На все сто процентов! А вот «зрительский» – не более чем на двадцать пять.