Власти пытаются выселить дачников с их земли
Иркутские дачники судятся с администрацией города Иркутска, которая намерена лишить их права собственности на землю.
В мэрии считают, что земля в одном из садоводств не может использоваться под садоводческие участки, так как здесь проходят трубы водовода. Между тем администрация сама три года назад выделила эту землю для ведения дачного хозяйства. Кто же должен расплачиваться за эту ошибку?
Садоводство «Ветеран труда» почти примыкает к городу, расположившись сразу за Третьим поселком ГЭС. Здесь много постоянных жителей — по существу, садоводство уже превратилось в городскую окраину. Естественно, что на участки в садоводствах, настолько удобно расположенных, всегда есть спрос.
Ольга Сибисова и ее супруг Александр, проживающие в поселке Большая Речка, около трех лет назад решили перебраться в город. В квартире жить они не хотели — не привыкли к городским «муравейникам» — и решили построить дом. Александр стал искать подходящую землю.
— В городе земля очень дорогая, не по карману. Я обратил внимание на дачные поселки. Мне понравилось садоводство «Ветеран труда». Я стал вести переговоры с хозяевами участков на краю садоводства.
В итоге Сибисовы купили пять маленьких участков, объединили в один большой, оформили по закону. Ольге, на которую супруги решили оформить покупку, выдали свидетельство о государственной регистрации права собственности на один большой участок № 232 площадью 3977 кв. м «для ведения дачного хозяйства». Никаких ограничений в пользовании участком установлено не было.
— Мы сделали проект дома, завезли грунт. Собирались строиться. Но однажды я приезжаю на участок — а там все перекопано. Суетятся какие-то люди. Оказалось, по участку идут трубы Иркутскэнерго. Мы об этих трубах ничего не знали. И никто нам о них не говорил. В свидетельстве о праве собственности никаких ограничений не указано. В садоводстве о них, видимо, тоже мало кто знает. Дед какой-то мне объяснил, что происходит. Посочувствовал — мол, не повезло. Получается, что сорок лет назад эти трубы закопали и забыли про них, а теперь вот вспомнили.
Вскоре администрация Иркутска подала исковое заявление в суд, требуя признать право собственности Ольги Сибисовой отсутствующим.
Супругов попросили освободить землю. Конечно же, затраты на приобретение участков никто компенсировать не собирался.
— Мы купили землю законным образом. Теперь нас выгоняют. Администрация города сама давала разрешение на выделение этих участков, а теперь, выходит, передумала. И мы не одни такие — думаю, что в зону водоводов попадают около 60 участков.
В сложной ситуации оказалось уже более десятка владельцев земли. Юрий Рузавин оказался в числе тех, кому чье право на землю администрация города также требует признать отсутствующим. Сейчас он и его товарищи по несчастью хотят объединить усилия по защите своих интересов.
— Мы собираем телефоны тех, кого вызывают в суд. А также готовим письмо в правительство области. Ведь ситуация из ряда вон выходящая.
Прежде чем приобрести землю, Юрий Рузавин проверил все досконально, в том числе и возможные обременения, взял выписку в Росреестре — согласно этой выписке, никаких обременений на участке не было.
— После того как я купил участок, я обратился Южные электрические сети за получением технических условий на подключение. Там мне кто-то из сотрудников сказал, что по участкам могут проходить коммуникации. В этой связи я написал заявление в Ново-Иркутскую ТЭЦ, в Водоканал. На встрече с главным инженером ТЭЦ наличие подземной трубы подтвердилось, и мы определились, что я предоставлю ТЭЦ возможность ремонтировать эти трубы, согласовали схему и время ремонта. И тут я получаю иск из суда…
Дачники утверждают, что на этой же трубе стоит и рынок «Радужный». Однако его, говорят они, никто не трогает.
— Почему-то рынок не закрывают, а «слабый контингент» физических лиц выгоняют, хотя перед законом все равны, — говорят Сибисовы.
Дачники попытались решить вопросы в частном порядке. После того как выяснилось, чьи это трубы, Александр Сибисов пробовал договориться с энергетиками.
— Я готов был поставить дом в стороне от труб, чтобы в случае необходимости они были доступны. Лужайку какую-нибудь над ними разбить. Трубы лежат на глубине 3,5—4 метра. Предложил заключить договор сервитута (в земельных отношениях так называется ограниченное право пользования. — Ред.). Не получилось.
Сибисовы судились одними из первых. В суде первой инстанции выяснилось, что земля, которую они купили, несколько лет назад была прирезана к садоводству. В администрацию города тогда обратились пятеро граждан, которым в итоге бесплатно были выделены участки. Им был присвоен кадастровый номер. Именно эти участки потом купили Сибисовы и объединили в один.
В суде администрация настаивала на том, чтобы решение о выделении земли отменили и что она не входит в садоводство «Ветеран труда». Требуя лишить Ольгу Сибисову права собственности, власти апеллировали к тому, что «наличие зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000027:15768, который расположен в границах санитарно-защитной зоны водоводов добавочной воды, нарушает права администрации города Иркутска». Мэрия утверждает, что в санитарно-защитных зонах нельзя размещать ни жилую застройку, ни территории садоводческих товариществ. Для обеспечения данного иска администрация потребовала наложить арест на спорный земельный участок.
Требования администрации как третьи лица поддержали в суде Иркутскэнерго и министерство имущественных отношений Иркутской области.
— В 2011 году чиновники выделили эти земельные участки гражданам. И если там были нарушения, то их надо было устранить. Но мэрия не вмешалась и не навела порядок. Она отменила решение о выдаче участков уже после того, как мы их купили, — возмущаются Сибисовы. — А теперь мы, купившие на собственные деньги эту землю, должны ее отдать потому, что администрация допустила халатность? Так, что ли? Мы должны отвечать за халатность чиновников собственным имуществом?
Никаких других вариантов решения проблемы — например, других участков земли — мэрия дачникам, по их словам, не предложила.
Как же в мэрии объясняют эту ситуацию? Почему такое вообще стало возможным?
Редакция сделала запрос в администрацию города Иркутска и получила ответ: «Такая ситуация (предоставление участков не в границах садоводства, в границах охранной зоны) стала возможна в результате упрощенного порядка предоставления земельных участков в садоводствах и злоупотреблений со стороны председателей садоводств, выписывающих членские книжки и продающих земельные участки за границами садоводства».
Виновный, в принципе, обозначен — председатель садоводства. Только вот как быть с тем, что сам председатель комитета по управлению муниципальным имуществом подписал распоряжение о выделении участков, а потом участки поставили на государственный кадастровый учет?..
Хотя последнее судебное решение было принято не в пользу Сибисовых, их судебная история продолжается.
— Нам говорят: обращайтесь с гражданским иском к продавцам. Но в этой ситуации виновата администрация. Если мы отдадим землю, отступимся, то останемся ни с чем. Единственный выход — ее удержать. Нам отступать некуда. Будем судиться дальше. И надеемся, что суд примет правильное решение.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!