Мировое кино в бухте Идиба
Корреспондент «Копейки» побывал на съемочной площадке полнометражного художественного фильма, который французы создают на острове Ольхон, прямо на берегу Байкала.
Комфортной дорогу в падь Идиба не назовешь. Как только автомобиль сворачивает с основной трассы в районе деревни Алга, пассажирам, чтобы не оказаться на полу, приходится намертво цепляться за все надежно прикрученные в салоне детали. И немудрено: весьма популярный в здешних краях внедорожник Ульяновского автозавода (в народе его еще называют «таблетка» или «буханка») часто дает такой крен, что, кажется, вот-вот завалится набок. Невольно приходит мысль: если уж нам, привыкшим ко всему россиянам, здесь не очень уютно, то каково им, французам... Каждый день съемочной группе фильма с рабочим названием «В сибирских лесах» приходится преодолевать это направление, больше пригодное для проведения экстрим-гонок, как минимум два раза: утром — на работу, вечером — обратно на базу, в Хужир.
Вдали от цивилизации
Первые признаки «цивилизации» — большая синяя палатка и целая гора нарубленных дров рядом с ней. Это, как выяснилось, место для отдыха участников съемочного процесса. Гости из Франции как раз чаевничали после обеда — прямо на улице, за большим столом. Исполнитель главной роли — молодой, но уже довольно известный во Франции актер Рафаэль Персоназ с большим воодушевлением откликнулся на просьбу поговорить с прессой.
Первым делом он изложил журналистам философию фильма:
— Мой персонаж приезжает на Байкал, чтобы насладиться одиночеством. Здесь он очаровывается видами озера, дивными пейзажами, испытывает мощный духовный подъем. Кстати, его мироощущения во многом соответствуют набирающему в Европе популярность движению: люди, а среди них есть и весьма успешные, начинают вдруг задумываться, для чего они, собственно говоря, существуют, во что верят, зачем много работают и чего на самом деле хотят от жизни. На все эти вопросы пытался ответить в своей книге «В лесах Сибири» наш соотечественник Сильван Тессон. Наверное, поэтому во Франции она и стала бестселлером.
Необходимое пояснение (хотя наша газета об этом уже неоднократно писала): Сильван Тессон — известный путешественник и писатель, проживший в 2010 году полгода в избушке на берегу Байкала. Вернувшись домой, он написал книгу, которую пришлось впоследствии многократно переиздавать — настолько она была популярна во Франции.
— Многие из нас проводят большую часть жизни возле плоского экрана, будь то телевизор или экран монитора, — продолжает Рафаэль. — В результате теряется связь с простыми вещами. Реальную жизнь нам заменяют картинки. И в один прекрасный день возникает желание увидеть все живьем, своими глазами. И тогда человек бежит от цивилизации.
Сам я с огромным удовольствием прочитал книгу Тессона задолго до того, как мне предложили эту роль. Уже тогда подумал, что, если ее экранизировать, это был бы потрясающий фильм. Так что, когда Саффи Небу позвал меня, я особо не раздумывал.
Все тяготы и лишения жизни в сибирской глубинке привыкший к парижскому комфорту актер переживает стоически. Признается: думал, будет хуже. Особенно боялись французы сильных морозов. Но природа смилостивилась — зима в Прибайкалье в этом году выдалась относительно теплая.
— Бывают, конечно, трудные дни, когда дует сильный ветер и становится очень холодно, — говорит Рафаэль. — Но бывает и так, что ветер приходится имитировать с помощью подручных средств — аэролодки или воздуходувки, а в теплом пуховике становится жарко.
Впрочем, все сложности уходят на второй план, как только видишь первозданную красоту здешних мест. Ничего подобного раньше в своей жизни не видел. Это что-то нереальное. Такое впечатление, что я где-то на Луне. А работать в таких условиях невероятно легко. Собственно, и играть-то ничего не нужно, нельзя что-то долго готовить — надо довериться этому удивительному месту и пустить все на самотек, а камера просто будет следить за процессом и фиксировать происходящее. Только так, по-моему, можно достичь правды.
А еще по задумке режиссера на эпизодические роли приглашаются непрофессиональные актеры из числа местных жителей. И когда ты находишься лицом к лицу с ними, строить из себя актера бесполезно — нужно проживать эти моменты так, как это делают они. Смотришь в их глаза и видишь их душу, такую же загадочную и необъятную, как и байкальские пейзажи, которые мы здесь наблюдаем.
Водка, баня и домик на берегу
Экскурсию по съемочной площадке для иркутских журналистов провел администратор группы Арно Уман. Далеко ходить не пришлось. Декораций минимум — лед Байкала да домик на берегу.
— Дом очень похож на тот, в котором жил автор книги, — рассказывает Арно.
— Брус, из которого местные умельцы сложили сруб, специально искали старый — чтобы соответствовал возрасту настоящей (той, что в книге) постройки, а это где-то полсотни лет. Интерьер также воссоздан близко к описанному Сильваном Тессоном. Вот даже целая батарея из бутылок с водкой: когда автор жил на Байкале, ему, по собственному признанию, приходилось пить алкоголя немного больше, чем нужно. Рафаэлю по сценарию также приходится чуть-чуть выпивать...
Съемочная группа из Франции состоит из 21 специалиста. Оборудования привезли три тонны. Всего же в работе занято порядка 40 человек — это и водители, и переводчик, и местные жители, играющие в массовке, и помощники, которые показывают исполнителю главной роли, как нужно, например, растапливать печку или топить баню. Рафаэль уже очень многому научился.
Сценарий немного отличается от самого повествования. Если в книге герой постоянно один, то в фильме для усиления драматизма сюжета появился еще один персонаж — русский, скрывающийся в этих заповедных местах из-за трений с законом. На эту роль приглашен известный российский актер Евгений Сидихин.
Арно Уман меж тем общается с журналистами на весьма неплохом русском. Долго жил в России, в основном здесь, на Байкале, объясняет он. Занимался турбизнесом немного. Жена местная, якутка по национальности.
— Очень серьезную помощь нам оказывают сотрудники Прибайкальского национального парка, — говорит Арно Уман. — Без их участия мы здесь и шага не смогли бы сделать — территория ведь охраняется государством. Все возникающие проблемы решаются ими оперативно. Мы в свою очередь по контракту должны оставить здешние места в первозданном виде... Ну разве что избушку, по обоюдному согласию, оставим.
Как рассказали нашему корреспонденту в ФБГУ «Заповедное Прибайкалье» (в его состав входят территории, где разворачиваются сюжетные линии французского фильма), уже сейчас их специалисты разрабатывают новый туристический маршрут. Все желающие в будущем смогут посетить места, где проходили киносъемки: домик и каменный пляж в пади Идиба (Прибайкальский национальный парк), кордон на Берегу бурых медведей (Байкало-Ленский заповедник).
Скучать не приходится
— Книга Сильвана Тессона, в которой он рассказывал о своей жизни на Байкале, меня просто потрясла, — делится Саффи Небу, сценарист, режиссер, сопродюсер, одним словом — идеолог того процесса, который происходит сейчас в пади Идиба. — Сразу возникло желание снять фильм. И первым делом я отправился на Байкал, чтобы посмотреть те места, которые описываются в повести, познакомиться с людьми, о которых упоминал автор. Провел в ваших краях 10 дней, посетил в том числе и дом, где жил писатель, и после этого путешествия сел за написание сценария. Он, как вы уже знаете, немного отличается от книжного сюжета. Но все изменения сделаны по разрешению автора, с которым я встречался лично.
Выбор исполнителей главных ролей был не особо труден. Рафаэль Персоназ уже достаточно известный во Франции актер. Он очень органично вписался в тот образ, который я представлял. Евгения Сидихина мне порекомендовали друзья — сначала прислали фотографии, потом организовали встречу. Буквально пяти минут общения с ним оказалось достаточно, чтобы понять: это тот персонаж, который мне нужен. А первые съемочные дни с Евгением, здесь, на берегу озера, только подтвердили правильность выбора.
В эпизодических ролях изначально было запланировано использовать местных жителей, для чего был проведен этакий заочный кастинг. Мне присылали фото, я отбирал нужные мне типажи. Всего в фильме будет задействовано порядка 15 непрофессиональных актеров из ольхонских поселков и Иркутска.
Проблем помимо тех, которые возникают на любых съемках, у нас нет . Все, что касается питания и проживания, нас устраивает. Спасибо за это работникам усадьбы Никиты Бенчарова. Единственное, чего мне могло не хватать здесь, это вино. Но мы и об этом позаботились. Скучать же по дому просто некогда — работаем с утра до вечера.
Фильм снимается в первую очередь для большого экрана. Очень надеюсь, что он будет весьма популярен не только во Франции и России, но и в прокате других стран. Бюджет картины около 3 миллионов евро.
В другом измерении
Чтобы опознать хорошо известного российским зрителям по многим популярным фильмам и сериалам ( на ум как-то сразу приходит полковник Кудасов в знаменитом «Бандитском Петербурге») актера Евгения Сидихина, даже его самым ярым поклонникам придется сильно постараться. Очень уж хорошо он подготовился к новым съемкам. Два месяца, говорит, не стригся и не брился — входил в образ.
— Я впервые в Иркутске, впервые на Байкале, — начал разговор артист. — И если честно, у меня такое ощущение, будто я попал в другое измерение. Некий сдвиг произошел, когда наша машина выехала на лед озера, на переправе. Все дальнейшее из какой-то неизведанной реальности. С повседневностью роднит лишь осознание того, что это съемки. Группа, костюм, грим, задачи режиссера... Если бы всего этого не было, я, наверное, просто бы завис. Или нет — я просто бы сюда не поехал. Откровенно скажу, мне здесь не нравится. Очень все красиво, необычно — выходишь из дома, видишь эти горы на том берегу, загадочный Шаман-камень, любуешься местными просторами. Но все это не мое... Как это ни странно прозвучит для человека моей профессии, я по натуре домосед. И каждую свободную минуту, а их при моем бешеном рабочем ритме выдается не так много, предпочитаю проводить в кругу семьи, рядом с моими любимыми женой и дочками. Даже здесь, на далеком байкальском острове, я всегда поддерживаю с ними связь, благо есть Интернет и различные удобные программы. Вчера, например, мне прислали три видеоролика о том, как младшая дочь Анфиса (7 лет) плавает — мы недавно устроили ее в бассейн. А старшая, Полина (26 лет), поделилась информацией о том, что в театре ее вводят в новый спектакль. Мечтаю ее увидеть в «Старшем сыне», автор которого ваш земляк Александр Вампилов. В общем, мыслями я постоянно там, в Питере, со своими девчонками...
Почему же, несмотря на разного рода неудобства, он все-таки дал согласие на участие во французском проекте?
На этот вопрос Евгений ответил не раздумывая:
— Потрясающий сценарий — от таких не отказываются. Я его читал в Ереване — участвовал в армянском фильме. Потом выехал сюда. Пока рано говорить, что это будет за картина, но материал очень достойный — он меня поразил.
Не люблю вдаваться в подробности сюжета, пока идут съемки. Единственное скажу, что мой герой оказался на Байкале благодаря обстоятельствам, не имея большого желания сюда ехать. И в этом его нерв в какой-то степени совпадает с моим на сегодняшний день.
Вот, к примеру, пришлось специально к проекту отрастить бороду, и меня это очень сильно напрягает — волосы в рот лезут. Раньше на съемках или в театре мне клеили искусственную, и всегда было желание ее побыстрее отодрать. Сейчас не оторвешь — свое. Длинные волосы мне тоже не нравятся — не знаю, что с ними делать. Говорят — привыкнешь. Нет, не хочу — не мое...
Припоминая какие-то другие ставшие для него экстремальными съемки, Евгений Сидихин рассказал о своем участии в норвежском проекте («Обожженные морозом») в 1997 году. Тогда он оказался единственным русским в съемочной группе. Даже без переводчика... Общался с другими актерами через режиссера, который считал, что очень хорошо говорит по-русски. Больше месяца в итоге прожил на дикой природе, почти без общения, в тоске по родному дому. Но таковы уж издержки профессии.
— Сегодня языковой барьер особо не напрягает, — считает Евгений. — Во-первых, есть переводчик, во-вторых, мы можем общаться на английском, а в-третьих, с Рафаэлем мы с первых дней нашли общий язык, начали понимать друг друга и без слов. Приятный во всех отношениях парень, настоящий профессионал в нашем деле. Думаю, проблем и в дальнейшем не будет.
Сколько еще Евгений Сидихин пробудет на Ольхоне, он пока не знает — предполагает, что примерно до конца марта (основная группа планирует работать до начала мая). Обещал на обратном пути обязательно заехать в одну бурятскую кафешку, чтобы еще раз насладиться вкусом так понравившихся ему поз, ну и выведать у хозяйки рецепт. А еще он выразил надежду, что в ближайшее время ему вновь удастся приехать в Иркутск — теперь вместе с партнерами по спектаклю «Пять вечеров».
— Замечательный спектакль, — считает актер. — Я очень горжусь, что играю в нем с великолепными актрисами — раньше была Лариса Гузеева, сейчас Вера Сотникова. Мы с ним объехали Америку, Германию, Канаду, во многих регионах России были. Везде нас принимали на ура. Сейчас Дальний Восток и Сибирь начинаем осваивать. Даст Бог, доберемся и до вашего славного города...