Профессор Жигаев: «Министр Кожевников не прав»
- То, что сейчас происходит в здравоохранении Республики Бурятия выпадает за рамки здравого смысла, - убеждён доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной хирургии медицинского института Бурятского государственного университета, Заслуженный врач РБ, Заслуженный деятель науки РФ Геннадий Жигаев.
Медицина больна?
- Геннадий Фёдорович, что-то уж очень жёсткая оценка...
- А по-другому оценить невозможно. Я во многом не согласен с тем, что сделано за последнее время министерством здравоохранения РБ. Слишком много допущено просчётов, причём по разным направлениям, к тому же, к глубокому сожалению, ситуацию крайне отягощает смутная кадровая политика министра Валерия Кожевникова.
Да, со многим я глубоко не согласен. Медицину превратили в коммерцию. Больному человеку за всё надо платить, фактически за каждый шаг. Скажем пациенту дали направление на операцию. Он идет и сдает массу анализов, и, всё на платной основе. Затем человек обязан явиться на комиссию, а там ему говорят, что очередь большая, операция будет лишь через два месяца. В итоге человек вновь на платной основе идет по второму кругу сдавать анализы, потому что результаты анализов действительны лишь 10 дней (!). Это же дикость!
Но, ведь есть у нас страховые медицинские полисы, есть Конституция, где закреплено право человека на бесплатное медицинское лечение. А жителю Бурятии каждый раз бесцеремонно заявляют: «Лечиться хочешь? Давай деньги!».
Да, я во многом не согласен с тем, что сделало за последнее время министерство здравоохранения РБ. Во-первых, разорвана связь между главной больницей Бурятии – Республиканской больницей - и районами. Спрашивается, по какой такой причине минздрав РБ оставил «сиротами» сельские райбольницы?
Минздрав РБ по сути уничтожил в Республиканской клинической больнице экстренную хирургию, ликвидировал филиал института ВНЦХ ВРХ СО РАМН, первичная медико-санитарная помощь на нуле, а отделение гнойной хирургии выглядит пародией на «гнойную» медицину!
Министерство здравоохранения РБ не подумало, не проконсультировалось со специалистами других крупных регионов, нужен ли нейрососудистый центр в настоящее время? Если хорошо познакомиться с результатами лечения инсульта по литературным данным, то гораздо эффективнее и дешевле расширять неврологические койки с палатами интенсивной терапии. Ведь доказано, что до сих пор консервативный метод лечения инсультов не уступает оперативному, ведь среди недостатков оперативного метода и высочайшая смертность, и слишком дорогое финансирование.
- Страшно, что уничтожена экстренная хирургия...
- В том-то и дело. «Золотого часа» для оказания экстренной хирургической помощи в республиканской больнице нет, по той простой причине, что минздрав РБ её ликвидировал.
- В редакции много жалоб, что не дают направления из района, люди мучаются, пишут письма.
- С введением одноканального финансирования ситуация ухудшилась в разы. Чтобы не допустить утечки денег из больницы, главные врачи предпринимают всё мыслимое и немыслимое, чтобы удержать больного на своей территории. Принцип один, но, страшный: «пусть уж лучше труп, чем деньги уйдут в другое медицинское учреждение».
Другой казус. Нужно, к примеру, пациента хирургического отделения согласно показаниям перевести в терапию. Думаете, это легко осуществить? Чиновники и тут ситуацию довели до абсурда, сочинив инструкцию, что пациент в данном случае обязан сходить в поликлинику по месту жительства, взять там направление в терапию, и, лишь после этого его переведут. А если он не может самостоятельно передвигаться? Если живет в сельской глубинке, и денег на проезд туда и обратно у него нет? Если у него ни родственников, ни друзей, что могли бы отправить ему с нарочным необходимое направление? Как ему быть, что делать? Нет направления – не переведут. Это же дикость, чиновничий произвол!
Странное сопротивление министра Кожевникова
- Хочу подчеркнуть, что советский принцип «Кадры решают всё!» сейчас актуален как никогда. А что в Бурятии? Непонятные назначения, но, явно, отбор идёт не по профессиональным качествам. Многие медики работают лишь, чтобы получать зарплату и сидеть в тепленьком местечке, а истинные профессионалы пропадают в тисках бюкрократии, уезжают в другие регионы. Вот чего дошла ситуация, - возмущен профессор Геннадий Жигаев.
Меня, как профессора, очень тревожит следующая огромная проблема. Студентов медицинского института столицы республики все дальше уводят от лечебного процесса, не хватает клинических баз!
В свое время ввиду нехватки факультетских клиник советское правительство закрепило кафедры за лечебно-профилактическими учреждениями, таким образом, образовались клинические лечебно-профилактические учреждения (клинические ЛПУ), издавались приказы «Положение о клинической больнице», т.е., те больницы, на базе которых работают кафедры.
Приказов «Положения о клинической больнице» было много (менялись министры здравоохранения, менялись и приказы), но стержень, основа этих «Положений» не менялись (пр. № 611 (1969), №510 (1977), №1000 (1978), №122 (1987), №600 (1988), №583 (1989), №228 (1993) И, естественно, взаимодействие кафедр и руководства ЛПУ было тесным и доброжелательным.
И вдруг, начиная с 2000 года всё это рухнуло. Началась компания «травли» и «выдавливания» - врачам ЛПУ было запрещено совместительство в вузе, в качестве ассистента (преподавателя), наложен запрет на участие врачей ЛПУ на научно-практических конференциях, циклах, а сотрудникам кафедр – участие в работе данного лечебного учреждения, тем более занимать административные посты; доценты, профессора доказывали, что они необходимы здравоохранению.
Хотя министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, выступая на заседании правительства РФ, сказала: «Вузы следует превращать в лечебно-научно-учебные комплексы, передавая им институты последипломного образования, средние общеобразовательные учреждения, маломощные НИИ, часть местных больниц, направляя на их оснащение оборудование, приобретаемое за счет федерального бюджета. Именно так делается во всех цивилизованных странах мира. Руководители клинических ЛПУ должны шире привлекать к сотрудничеству вузы, способствовать профессиональному росту врачей».
Чиновники от медицины стали предъявлять финансовые претензии к вузам за аренду больничных площадей, использование медицинского оборудования, ведение и курацию больных студентами) и др.
В настоящее время многими руководителями здравоохранения роль денег представляется в качестве основного мерила медицинского благополучия. Одновременно они забывают или не обращают внимания на всем хорошо известный постулат: «Кадры решают всё!»
Их невольные попытки разорвать двуединый процесс медицинского образования наносит ущерб прежде всего самой системе здравоохранения, потому что воспроизведение медицинских кадров такой же важный процесс, как и лечебная работа. Печально, но факт: в наших медицинских вузах учебный процес всё дальше удаляется от лечебного дела.
Где подспудно, а где явно начинает меняться основная направленность учебного процесса, с привычного и очень российского, самого передового и эффективного (клинического способа подготовки врача «у постели больного») на сугубо теоретический вариант (превалируют тесты, ситуационные задачи, видеофильмы, компьютерные программы).
В Бурятии был открыт медицинский факультет при БГУ, сейчас он уже – медицинский институт. Это великое дело! Увеличивается число студентов, появились новый факультет (фармацевтический), кафедра постдипломного образования, а клинических баз стало катастрофически не хватать.
Взаимодействие кафедры и администрации ЛПУ, качество лечебного, учебного, научного процессов зависят от главного врача ЛПУ, который должен быть заинтересован в укреплении клинической базы в составе «своего» ЛПУ.
Одним из таких руководителей ЛПУ был главный врач Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко Рябов Михаил Петрович, на базе которой функционировала кафедра хирургических болезней медицинского факультета БГУ. Это был действительно лечебно-учебно-педагогический-научно-исследовательский хирургический комплекс.
Произошла смена руководства РКБ, вместо главного врача хирургического профиля пришел – врач-экономист(!), естественно, произошли негативные изменения во взаимодействии кафедры и администрации клинической ЛПУ, приоритетом которых стали медицинские услуги, а не медицинская помощь.
Ухудшилось положение кафедры, разногласия, как в лечебном, так и в учебном процессах (в клинике).
Когда вышло постановление главы РБ В. Наговицына о разделении больницы №4 на стационарную и поликлиническую помощь, мы – первый президент РБ Леонид Васильевич Потапов, бывший главный врач Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко Михаил Петрович Рябов и я - обратились к министру здравоохранения РБ В.В. Кожевникову с просьбой закрепить кафедру БГУ на базе больницы №4, с рекомендациями и просьбой назначить нашего коллегу главным врачом стационарной помощи – хирурга высшей категории, кандидата медицинских наук, имеющего огромный опыт практической работы и организатора здравоохранения.
Что было! Министра сначала не устраивала предложенная кандидатура, затем то, что у него нет сертификата (он закончился в феврале), и когда был получен сертификат – появилась другая причина.
Кожевников категорически заявил, что главным врачом больницы №4 будет назначен Александр Иринчеев, нынешний депутат Горсовета, зам.мэра Улан-Удэ.
Министр сказал нам: «Дам положительный ответ после выборов 14 сентября».
После выборов узнаем, что министр нашел свой выход: передать базу больницы №4 Бурятскому госуниверситету - а тот ее не берет.
Но, у министерства образования и науки на содержание больницы денег нет и никогда не будет! Об этом заявил честно и ясно дал ответ ректор БГУ.
Мы обращались практически во все административные инстанции, но, везде противостоят «сказки министра Кожевникова».
Как пробить это чиновничье непонимание? Что еще предпринять? Неужели до министра не доходит, что нужно расширять клиническую базу мединститута, нужно создавать собственную школу хирургов? Хирурги Бурятии всегда имели имя (Матханов Л.А., Быков А.Д., Укоев А.Д., Бальжинимаев Б.С. и многие другие).
Для создания клиники на базе больницы №4 не нужно никакого финансирования, просто надо прикрепить кафедру к больнице №4 и назначить главным врачом, рекомендованного нами коллегу.
Я, как профессионал высшей медицинской школы, работающий на кафедре вуза более 35 лет, знаю, что такое клиника, клиническая база ЛПУ.
Работа клинической ЛПУ зависит от деятельности, образованности главного врача, и практика показала и доказала, что это под силу врачу, который хорошо представляет, что такое клиника, кафедра.
Главный врач клинического ЛПУ заключает договор с БГУ о взаимодействии кафедры и лечебного учреждения, в котором конкретно прописан механизм ответственности кафедры за лечебный, учебный, научный и консультативный процесс, предусмотрена ответственность каждого сотрудника кафедры за ведение больных, за ведение учебного и лечебного процессов.
Об этом неоднократно говорила министр здравоохранения РФ профессор В.М. Скворцова на заседании ректоров медицинских вузов России (2005, 2007г), главных врачей клинических ЛПУ (Москва, 2007), министерства здравоохранения и социального развития (2011), также обсуждался вопрос о разработке нового положения о клинической больнице.
Почему не дают ходу профессионалам? Я убежден, что придет рекомендованный нами новый главный врач, и больница будет работать по правилам клиники, и, никак иначе. Наш кандидат - ученик член-корресподента РАМН профессора Евгения Григорьевича Григорьева, опытный организатор, хирург с огромным практическим опытом, спас очень много жизней, бесспорно, он внесет новую, академическую, свежую струю в здравоохранение РБ. Мы все приложим максимум усилий для этого, убеждены, что другие регионы еще будут завидовать по-доброму нашей бурятской хирургической школе.
Что в голове у врачей РБ?
- Бесспорно, медицина сейчас глубоко больна, - продолжает профессор Геннадий Жигаев. - Главное сейчас для медиков – это предоставление платных услуг. Хотя в голове у каждого врача должна сидеть одна аксиома, прописанная в федеральном законе: «в первую очередь нужно срочно оказать бесплатную медицинскую помощь».
А что в Бурятии? В головах врачей любыми способами оказать платные медицинские услуги. Был случай, когда привезли мужчину, пострадавшего в автомобильной аварии. Вместо того, чтобы оказать ему медицинскую помощь, врачи «таскали» его по всем кабинетам, предоставили аж 11 медицинских услуг. В итоге мужчина умер от шока, из которого врачи его не вывели.
- Минздрав России недавно издал приказ, что необходимо опять возрождать ФАПы, амбулатории для нормальной организации первичной санитарно-медицинской помощи...
- Это давно надо было сделать. Но, тут вопрос в другом. Все эти ФАПы, амбулатории, сельские больнички функционировали по всей стране, по всей Бурятии и ранее.
- На днях глава здравоохранения России на всю страну заявила, что на местах министры здравоохранения законы трактуют по-своему, что за два года снято с постов 20 региональных министров.
- Да, все об этом знают.
- Геннадий Фёдорович, а если бы сегодня Вас назначили на пост министра здравоохранения Республики Бурятия, чтобы в первую очередь предприняли?
- Всех бы в минздраве уволил, убрал бы дилетантов, заменил профессионалами. Искоренил коммерциализацию медицины, коррупцию, блат. А то, как сейчас на самом деле? Для бедных – никакой медицины, лишь мучения. Искоренил бы бюрократию. Немыслимо, но сейчас врачей всех поголовно замучила никому не нужная писанина. Почему-то «лечат» истории болезней, но не больных.
Искренне надеюсь, наконец-то в Бурятии восторжествует здравый смысл.
Беседовала Анастасия Белых
СПРАВКА
Геннадий Жигаев, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РБ, Заслуженный деятель науки РФ, признанный специалист в области хирургической гастроэнтерологии. Автор более 300 работ, в том числе 7 монографий, практических руководств по хирургическим болезням, «Атласа грудной хирургии», соавтор монографий и ответственный редактор многих научных изданий. Широкий диапазон его научных исследований органично связан с преподавательской работой на хирургических кафедрах ИГМУ и БГУ (в течение последних 30 лет). Он прекрасный клиницист, поливалентный хирург, высококвалифицированный педагог, отдающий свои силы, опыт и знания студентам и аспирантам.
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]
Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!