Кино-2015: Когда я человека ем, к его мольбам я глух и нем
В прокате – «Зеленый ад», фильм ужасов про то, как непоседливый штатовский молодняк попал на ужин к южноамериканским дикарям-каннибалам.
Группа американских студентов-активистов, среди которых выделяется целеустремленная барышня Джастин (Лоренца Иццо), летит на Амазонку протестовать против вырубки лесов. Мол, это только для старушек хорошо, когда в джунглях одни пеньки. А что будут тамошние племена делать?.. Ну и так далее.
Словом, прилетели – попротестовали. А на обратном пути их самолет упал аккурат в еще не вырубленные джунгли – туда, где обитает только грозный зверь ягуар да одно из дичайших индейских племен. Почти все студиозусы в аварии выжили, но это ненадолго. Ибо означенное племя регулярно кушает себе подобных, а уж полакомиться мясом бледнолицых – это для них подлинный праздник. В активистах резко угасает сочувствие не только к дикарям, но даже и друг к другу. С этой минуты каждый трясется лишь за свою шкуру и свои внутренности.
Режиссер Илай Рот и его массовка – в реальности совершенно безобидная
Людоедский трэш (каннибал-муви) расцвел в Италии на рубеже 70-х–80-х. В 1980-м вышла и непревзойденная по сей день жемчужина жанра – псевдодокументалка «Ад каннибалов». Фильм, в частности, запомнился невнятным протоколированием потрошения (с использованием подлинных внутренностей диких зверей) под блаженную изи-музычку за авторством маэстро киношного лаунжа Рица Ортолани.
Трогательный оммаж этому вполне идиотскому направлению сделал Илай Рот – режиссер дилогии «Хостел», дружбан Тарантино и исполнитель роли Жид-Медведя в его «Бесславных ублюдках». «Зеленый ад» был закончен два года назад, но до мирового проката добрался только сейчас. Все заинтересованные маньяки были до того заинтригованы долгим ожиданием, что их разочарование почти неминуемо. Ну а гражданам с неокрепшим бэкграундом на подобном сеансе, наверное, и нечего делать.
Джек Воробей? Нет-нет, это страшная тетка-шаманка, которая творит такое, что и пересказывать неудобно
Впрочем, подлинная живодерня наличествует тут буквально в двух-трех сценах. А так «Зеленый ад» – скорее приключенческий, нежели «ужасный» фильм. В финальных титрах приводится перечень культовых в узчайших кругах людоедских хорроров – «Съеденные заживо», «Пожиратели плоти», «Эммануэль и каннибалы»… Но отчего-то не упомянут «Зеленый ад» 1988 года, ремейком которого картина Рота де-юре и является. А ведь это, кажется (в частичном соответствии со своим названием), наиболее травоядный из околоканнибальских фильмов.
Разумеется, в пресловутой паре-тройке кровопускательных сцен нового «Ада» наглядность такая, что мерзее и некуда. Однако же садистского отврата там ничуть не больше, чем непомерного неправдоподобия – причем осознанного, намеренного. Перед нами абсурд, фарс, сюр – все равно как Ума Турман с мечом, поднимающая высоко над головой пронзенного ею здорового мужика. Но только Тарантино – гений: даже в самых кровавых и завиральных своих кадрах он продуцирует неслыханную красоту. А Илай Рот – безвкусный мясник; его «Зеленый ад», в частности, отталкивает не столько воспеванием освежевания, сколько отсутствием маломальской изобретательности на этом нелепом поприще.
Аппетит, говорят, прекрасный – слишком вид, говорят, ужасный
Но, как уж сказано, эпизодов с кишками и юшкой здесь негусто, а в целом фильм все-таки снят прилично и выстроен занимательно. Во-первых, напряжение не ослабевает, потому что каждую минуту ждешь расчлененки, а во-вторых – режиссер перманентно шуткует и хохмит. Большинство подобных кинолент, по сути, и представляют собой эпатажные побрякушки, напичканные черным юмором. Впрочем, до одиозной повести Владимира Сорокина «Настя» ни Илаю Роту, ни его коллегам по жанру подняться не суждено.
Конечно, в «Зеленом аду» имеется даже и какой-никакой сатирический запал, но надолго его не хватает. А все, что можно было рассказать об индейской жестокости всерьез, давным-давно поведал нам Мел Гибсон в своем монументальном «Апокалипсисе».
«Зеленый ад» (The Green Inferno) (18+). Режиссер: Илай Рот. США, Чили, 2013