Казакова: на грани провала. К чему приведут очередные ошибки скандально известной бизнес-леди?
Еще пять-шесть лет назад известная бизнес-леди и экс-политик Татьяна Казакова была одной из самых упоминаемых персон на иркутском медиа-пространстве, да и на общероссийском уровне ей было уделено немало внимания.
Поводы для этого были – правда, все скандальные, связанные с ее пребыванием на посту мэра Листвянки и последующим арестом. Но вот уже долгое время о ней ничего не слышно и ее нигде не видно. Что сейчас с Татьяной Казаковой и чем она нынче занимается? Как утверждают знающие люди, Татьяна Васильевна ввязывается в очередной скандал, последствия которого непредсказуемы.
Скромный товаровед
Вряд ли есть в Иркутске такие люди, кто ничего не слышал о Татьяне Казаковой. Для самых неосведомленных – небольшой экскурс в историю.
Татьяна Васильевна – из рабочего поселка Троицк Заларинского района. Поселок вырос вокруг крупного спиртзавода, и вся экономика Троицка – в том числе и аграрная составляющая – основана на спирте. Местные коровы и свиньи традиционно питаются бардой – отходами производства, и когда в барде остаются излишки спирта, животные закатывают «концерты» – мычат и хрюкают ночь напролет.
Впрочем, само население здесь не сильно пьющее. Более того – в Заларинском районе жители Троицка считаются достаточно разумными и хозяйственными людьми. Таким человеком является и Татьяна Казакова.
Еще в советское время она переехала в Иркутск и пошла в самую престижную по тем временам отрасль – торговлю. В 1986 году, в 22-летнем возрасте, она съездила в Среднюю Азию на закупки для Октябрьского продторга и поняла – это то направление, откуда можно стартовать. Уже на следующий год она поехала туда самостоятельно и отправляла вагонами овощи и фрукты в Иркутск. Откуда у скромного товароведа деньги на вагонные поставки – об этом история умалчивает.
В Иркутске Казакова учредила первый в городе товаро-закупочный кооператив. Торговала не только овощами-фруктами, но и всем тем, на чем можно было сделать деньги. Кто помнит 90-е – деньги тогда приносили буквально любые товары: от одесской жвачки до польской косметики. Все это в номенклатуре Татьяны Васильевны имелось.
Но есть и другие воспоминания 90-х – ко всем, кто начинал свой бизнес, проявляли интерес представители преступного мира. У каждого мало-мальски крупного предпринимателя имелась своя «крыша». У Татьяны Васильевны, ввиду серьезности ее бизнес-амбиций, «крыша» была особенно мощной – братская ОПГ по главе с вором в законе Тюриком.
Вряд ли сейчас, глядя на 90-е глазами современного человека, можно осуждать Казакову за связь с преступным миром. Тогда нельзя было по-другому. Тех, кто проявлял принципиальность – убивали. Публично и жестоко.
Но в какой-то момент Казакова преступила грань разумного сотрудничества. Она все более зависела от ОПГ и все сильнее становилась ее частью. Она с легкостью перенимала бандитские замашки, и сейчас не составляет проблем найти в Иркутске бизнесмена, у которого в тот или иной момент были проблемы с Казаковой. Переругавшись с одной половиной Иркутска и подставив другую половину, она разъезжала по городу в бронированном «Мерседесе» с усиленной охраной. Понятно, что охрана была из «братков». Опасения Казаковой за свою жизнь и безопасность были вполне обоснованы. Мы находились в Иркутске меньше трех дней, но и за это время нас успели познакомить с добрым десятком людей, которых она попросту «кинула».
Бандиты или чекисты?
Потом несколько лет Казаковой в Иркутске не было. Находилась в Европе. Сказать, что город вздохнул спокойно – было бы, наверное, преувеличением, но обстановка в местном бизнес-сообществе стала как-то получше, поздоровее.
Но потом она вернулась – с новыми силами, амбициями, но с менталитетом, увязшим в 90-х годах. Она не увидела, что мир изменился, и по-прежнему предпочитала все решать с позиции силы – и там, где она скорее была права, и там, где правда – увы – была не на ее стороне. Таких понятий как переговорный процесс, компромисс и договоренности для Татьяны Васильевны не существует. Неудивительно поэтому, когда ее арестовали в марте 2008 года, журналисты, взявшиеся защищать Татьяну Васильевну, ломали голову, а кто именно добился столь жестокой над ней расправы? Стали «копать» – и у нее оказалось так много врагов, что найти инициатора «посадки» оказалось крайне сложно.
Материал в «Новой газете», где описывались все варианты – кто мог организовать «посадку» Казаковой? – занял газетный разворот. Тут были братские бандиты, с которыми Казакова могла что-то не поделить, а где-то их попросту подставить. Тут было Иркутское УФСБ, с которым Татьяна Васильевна, будучи мэром Листвянки, пошла на открытый конфликт, хотя и ребенку было очевидно, что при общении с такой организацией надо соблюдать крайнюю аккуратность и выдержку. Тут было судебно-прокурорское сообщество во главе с генпрокурором России Юрием Чайкой и крайне влиятельной в этих кругах экс-прокурором Иркутска Альбиной Ковалевой. У этих людей была к Казаковой особая обида – говорят, что она публично оттаскала некоторых членов этой «тусовки» на матах и обещала всех пересадить.
В итоге села сама. На два с лишним года – пока длилось следствие. Потом ее выпустили под залог, а в сентябре 2010 года Казакова была приговорена Иркутским районным судом к шести годам лишения свободы условно. Насколько адекватно такое наказание? Этот вопрос в Иркутске долго обсуждался, и основное мнение было таково: наказание – особенно в комплекте с двухгодичной отсидкой, которая приговором не учитывалась – слишком сурово. Согласимся с этим и мы, однако добавим: все эти проблемы Казакова «привезла» себе сама, будучи абсолютно не в состоянии вести с оппонентами нормальный диалог.
Все выше и выше
Вот мы и подошли к вопросу, с которого начали этот материал: что сейчас с Татьяной Казаковой и чем она нынче занимается? Жизнь ее ничему не научила, и она ищет себе новые «приключения».
Некоторое время Татьяна Васильевна вела себя спокойно. Но мирное течение жизни ей, похоже, не по нраву – и она затеяла перестройку принадлежащего ей торгового центра «Вояж» в самом центре города, возле Дворца спорта, где в Иркутске традиционно проходят массовые мероприятия. Работы начала в своем стиле – без получения согласований и разрешений на строительство. Под давлением общественности мэрия обратила внимание на откровенный беспредел, и проект «заморозили».
Тогда Казакова переключилась на «свой квартал», ограниченный улицами Советской, Партизанской, Байкальской и Красных Мадьяр. Когда-то здесь стоял завод карданных валов, выкупленный Казаковой и превращенный ей в огромную торговую площадку из множества торговых центров. И вот она снесла один из старых ТЦ под громким названием «Престиж» и начала амбициозный проект по строительству крупного торгово-развлекательного центра. В проектных документах он обозначен как Irkutsk Excelsior. Думается, название придумывала сама Татьяна Васильевна – слово «эксельсиор» связывается у нас в чем-то уникальным, превосходным, что в переводе с латыни примерно так оно и есть: «все выше». При этом в мультике «Акулы Красного моря» отель тоже назывался Excelsior – такая вот говорящая аналогия.
Сейчас Excelsior в процессе строительства, и этот процесс, похоже, близится к завершению. Источники, близкие к Казаковой, рассказали, что объект будет сдан в августе следующего года.
А вот будет ли?
Игра проиграна
Для начала заметим, что, несмотря на информацию, идущую непосредственно от застройщика, что ТРЦ якобы проектировали некие знаменитые итальянские специалисты, Иркутск совершенно осязаемо получает какого-то архитектурного уродца в самом центре города. Массивные кубические формы совершенно не характерны для традиционной иркутской архитектуры. Плюс ко всему в мэрии нам рассказали, что сейчас в городе активно раскручивается идея организации исторических кварталов – и уж что-что, а Excelsior, стоящий в непосредственной близости от оси этих кварталов, с идеей исторической застройки совершенно не соотносится.
В процессе строительства ТРЦ Татьяна Казакова в свойственной ей манере успела инициировать несколько серьезных конфликтов.
Во-первых, она переругалась со многими членами ее бывшей бизнес-команды – людьми, которые ее поддерживали долгое время, в том числе и тогда, когда она томилась в стенах местного СИЗО. Тем самым она подтвердила мнение, которое давно муссируется в деловых кругах Иркутска: с Казаковой лучше дел не иметь. Взамен она окружила себя весьма сомнительными с точки зрения профессионализма личностями, одна из которых – директор ООО «КК Премиум» Елена Титова – уже успела «засветиться» на совершенно безграмотном комментарии, данном ей журналистам одного из популярных иркутских порталов.
Во-вторых, Казакова нажила себе новую порцию крупных врагов – на этот раз среди влиятельных людей в иркутском строительном и политическом сообществе. Началось все с того, что подрядчиком Excelsior’а выступило предприятие «Стальконструкция», возглавляемое Андреем Левченко, сыном нынешнего губернатора Приангарья Сергея Левченко. Между заказчиком и подрядчиком произошла серьезная «драчка». Люди, близкие к Казаковой, передают ее слова, что Левченко-младший ее попросту «кинул», во что, честно сказать, верится с трудом: неужели Казакова настолько безграмотна, что не подстраховала себя юридически на предмет такого развития событий? Другая сторона утверждает, что Левченко-младший отказался от подряда после того, как Казакова потребовала от него быстрый монтаж, сопряженный с нарушением технологии. И это больше похоже на правду.
Так или иначе, конфликт случился. Татьяна Васильевна традиционно обещала «всех пересадить», а когда к ней пришел Сергей Левченко – тогда еще не губернатор, а депутат Госдумы – с намерением вступиться за сына, пообещала посадить и его.
Узнав об этой истории, команда тогдашнего губернатора Сергея Ерощенко привлекла Казакову в свою «большую игру». Договорились, что Казакова затеет судебное дело против «Стальконструкции» и Андрея Левченко с целью оказать давление на его отца в ходе предвыборной кампании, а взамен получит лояльное отношение стройнадзора и прочих инспектирующих органов при вводе в строй Excelsior’а.
Не получилось. Казакова опять проиграла. И вот теперь возникает вопрос: как намерена Татьяна Васильевна вводить в строй свой объект? Ни для кого в Иркутске не является секретом, что при возведении металлических конструкций была нарушена технология, что привело к ослаблению несущего каркаса здания. Самые очевидные видимые нарушения скрыты отделкой и противопожарной изоляцией, но если копнуть глубже – их обнаружить не составит и труда. Поддержки со стороны государственных органов, которые будут принимать объект, Казаковой не видать, тем более что здание, по мнению нашего источника, действительно может представлять опасность для окружающих.
Татьяна Васильевна в очередной раз сама создала себе серьезнейшую проблему, а к каким последствиям приведут попытки ее разрешения, остается лишь догадываться. В Иркутске ждут новых скандалов.
Фото: Андрей Савченко
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!