Россия — один из мировых лидеров по уровню коррупции. Например, в индексе восприятия коррупции от Transparency International РФ занимает 119-е место из 167 стран. Фигурантами коррупционных скандалов становятся главы регионов и их заместители, чиновники, ответственные за распределение земли и другой собственности. При этом огромное количество таких преступлений остается нераскрытым. Об основных способах воровства денег из бюджета по просьбе «Медузы» рассказывает журналист Георгий Переборщиков.
Незаконная приватизация
При незаконной приватизации бюджет государства несет убытки за счет занижения стоимости имущества, которое продается новым собственникам. Отвечающие за ход сделки чиновники находят или сами создают компанию, которая приобретает имущество с незаконной «скидкой». После осуществления такой приватизации имущество перепродается уже по реальной стоимости, а прибыль делится между заинтересованными лицами.
Самая громкая история о незаконной приватизации последних лет — дело «Оборонсервиса». Главной обвиняемой по нему проходила бывшая начальница департамента имущественных отношений министерства обороны Евгения Васильева. По версии обвинения, под руководством Васильевой выбирались перспективные для продажи земельные участки Минобороны. Затем в них вкладывали дополнительные средства, на этих участках строили недвижимость. После этого участки продавали по сильно заниженной стоимости аффилированным компаниям, а потом перепродавали по рыночной цене. Часть полученной прибыли вкладывали в дальнейшую покупку недвижимости по такой же схеме.
Ущерб по делу суд оценил в 550 миллионов рублей. В мае 2015-го суд признал Васильеву виновной, приговорив к пяти годам колонии общего режима, однако уже в августе она была освобождена по УДО.
Откат на госзакупках
При покупке имущества или услуг государством у частных компаний действует обратная схема. Ответственные за сделку чиновники или сотрудники госкомпаний вступают в сговор с руководством дружественной фирмы, либо создают такую сами. Та заявляет завышенную стоимость имущества или услуг; в сумму заранее закладывается «бонус» для участников махинации. Несмотря на обязательный конкурс по всем госзакупкам, чиновники всеми способами стремятся не допустить к участию в тендере сторонние компании и пытаются заранее предопределить победу «своей». Сделать это легко: например, составить условия конкурса так, что под них будет подходить только «правильная» фирма. После осуществления сделки компания возвращает оговоренную долю чиновникам.
Иногда победившая в тендере фирма сама закупает услуги и оборудование у других компаний, своих субподрядчиков. Те, в свою очередь, приобретают материалы у третьих. При каждой такой сделке может закладываться «процент» для участвующих в схеме. Таким образом, конечная стоимость контракта для государства может увеличиваться в несколько раз.
За такие схемы был, например, арестован пришедший в Минобороны на смену Васильевой Александр Горшколепов. По версии обвинения, он (вместе с главой «Промышленно-эксплуатационного управления» Сергеем Дробышем) при закупках имущества для министерства обеспечивал победу фирмам, от которых позже получал деньги. 14 января 2016 года Горшколепов был приговорен к семи годам и девяти месяцам лишения свободы.
Взятки за право доступа к государственному имуществу
У чиновников нередко есть право распоряжаться государственными активами и имуществом. Недобросовестный чиновник может использовать это право ради получения взяток: он обеспечивает доступ к этим активам заинтересованным компаниям — на льготных условиях, но с процентом для себя — и наносит ущерб государству.
За это, к примеру, в ноябре 2015 года были осуждены три чиновника Росреестра в Краснодарском крае. Как установило следствие, они требовали от главы местной строительной компании взятку в размере 12 миллионов рублей. За эти деньги они обещали оформить в собственность фирмы принадлежавший государству земельный участок. По решению суда двое из них были приговорены к трем годам, еще один — к четырем годам колонии общего режима и штрафам по 150–300 тысяч рублей.
Премии самим себе
Находясь на должностях, которые позволяют устанавливать зарплаты и премии самим себе, многие чиновники не пренебрегают воспользоваться такой возможностью. Формально чиновники остаются в рамках закона; этот способ получения денег из бюджета, скорее, относится к области этики.
Так, в октябре 2014 года губернатор Мурманской области Марина Ковтун подписала закон, согласно которому должна была получать ежеквартальную премию равную 5,5 месячной зарплаты. В законе также устанавливались премии и другим чиновникам. Например, членам правительства области была установлена годовая премия в размере 18 месячных зарплат, а депутатам Мурманской облдумы, которыми этот закон был принят, в размере 13,8 зарплаты. Никаких последствий это не имело, кроме скандала в местных СМИ. В октябре 2014 года Ковтун осталась губернатором на второй срок.
Махинации с налогами
Если коммерческая компания закупает за границей товар, в стоимость которого заранее включен НДС, она имеет право на возмещение налога от государства — если товар по каким-то причинам не был продан или был списан как испорченный. Вступая в сговор с чиновниками налоговой службы и силовых ведомств, коммерсанты списывают товар и требуют возмещения НДС от государства. Призванные не допустить махинаций сотрудники ведомств получают свою долю возвращенных государством денег.
«Новая газета» провела свое расследование одного из подобных дел. В 2014 году были задержаны руководители столичной компании «Стелс Сервис». Как выяснило следствие, начиная с 2009 года, используя схему с возвратом НДС, они смогли получить более 75 миллионов рублей. В своих показаниях по делу они утверждали, что 40 миллионов рублей ушло руководителям Федеральной налоговой службы и Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции при МВД РФ. Из всех многочисленных чиновников, участвовавших, по версии газеты, в совершении этого преступления, привлечена к ответственности была лишь рядовой инспектор ФНС Юлия Гостева, осужденная на пять лет.
Аналогичные махинации расследовал юрист фонда Hermitage Сергей Магнитский. Он обратил внимание прокуратуры и ГУВД Москвы на то, что документы трех принадлежащих фонду компаний были изъяты сотрудниками ГУВД после обыска, а сами компании оказались перерегистрированы на третьих лиц. Эти лица добивались налоговых возмещений от государства на сумму 5,4 миллиарда рублей. Все обращения привели к тому, что сам Магнитский был арестован и обвинен в соучастии в хищении. Он отказался признать себя виновным и умер в СИЗО 16 ноября 2009 года — обстоятельства этой смерти до конца не выяснены до сих пор. Расследования, проводившиеся после смерти Магнитского (в частности, силами фонда Hermitage и его главы Уильяма Браудера), показали, что к делу о возврате НДС причастны высокопоставленные сотрудники ФНС и следователи, которые вели дело.