Церемония ТЭФИ. Агония Премии
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно...
Михаил Лермонтов
Перед прочтением настоятельно рекомендуем ознакомиться с историей болезни Премии: «Церемония ТЭФИ. История болезни».
Всё началось с объявления номинантов 20 июня 2016 года. Уже тогда у многих появилось ощущение, что что-то пошло не так.
Во-первых, было увеличено количество номинаций по сравнению с прошлым годом. Теперь их аж 31. Михаил Швыдкой объяснил это тем, что «эфир представляет много важных работ, которые не укладываются в номинации». Почему 20 лет до этого эти работы «важными» не считались, и какие вдруг появились новые «важные», узнать так и не удалось.
Во-вторых, номинанты впервые выбирались сразу тройками (ноу-хау вселенского масштаба!), а не по одному, как раньше. Опять же Швыдкой: «голосование тройками дало новые результаты». Но новые - не значит лучшие, Михаил Ефимович! А лучшее, как известно, зачастую враг хорошего.
В результате веселье началось ещё до начала церемонии.
Никакие не развлекатели Дарья Златопольская и Денис Мацуев вляпываются в одну номинацию с Иваном Ургантом и Дмитрием Нагиевым. Ребятам просто не имело смысла тратиться на трамвай и ехать на церемонию.
В номинацию «Спортивный комментатор» попадают сразу два Дмитрия Губерниева (как они там тройками выбирали – загадка загадок) и Стогниенко со своим футболом. Всё. На этих двоих, видимо, достойные комментаторы в стране закончились.
Ещё одна особенность этого года. «Дневной сериал», «Вечерний сериал» и «Комедия-ситком» по номинациям разделены (вот откуда их 31), а актёры все свалены в одну кучу. В результате между собой соревновались Иван Охлобыстин («Интерны»), Дмитрий Нагиев («Физрук») и Константин Хабенский («Метод»). Хорошо, хоть проголосовали за последнего, а то уж совсем неловко было бы.
Ну, и апофеоз: С «Воскресным вечером» Владимира Соловьёва в одну номинацию попадают «Давай поженимся» и «Ревизорро-шоу»! И вот это уже была бомба замедленного действия, от взрыва которой организаторы вряд ли оправятся.
Но, всё по порядку.
28 июня. Непосредственно церемония.
Начнём с того, что Михаил Ефимович сам полез на сцену вести торжество. Выглядело это комично и безвкусно, а местами откровенно пошло. Новые перлы Швыдкого уже расходятся на цитаты:
«Я за это никакой ответственности не несу!»
«Давайте аплодисментами покажем, как мы любим друг друга!»
«Я не буду Вас спрашивать, потому что Вы никогда не говорите правду!»
«В человеке всё должно быть прекрасно, даже задница!»
Обращение к победителям на «ты» резало слух всем мало-мальски воспитанным людям. А в многочисленных случаях, когда победители по старой памяти благодарили «академиков телевидения», Швыдкой непременно поправлял: «не академики, а члены жюри». Ну, да, члены. Так, конечно, точнее.
Итак, ближе к делу!
Сюрприз №1. Телеигра «Что? Где? Когда?» получает ТЭФИ в категории «Дневной эфир». Кто-нибудь когда-нибудь видел эту передачу днём в прямом эфире? Если да – напишите в редакцию, Вас ждёт приз!
Дальше – больше.
В номинации «Журналистское расследование» вопреки всякой логике побеждает «Ревизорро». «Тайны чёрных трансплантологов» от РЕН ТВ нервно курят в сторонке.
Теперь внимание! Премию ТЭФИ за лучший телесериал получают… «Тайны следствия – 15»! То есть, предыдущие 14 лет ничего такого особо достойного (совершенно справедливо, кстати) в этом сериале никто не замечал, и, вдруг, на 15-ый сезон прозрели!
Номинация «Ситком». «Золотой Орфей» получают «Интерны». За какие-то заслуги? Нет. А за что? Правильно. За то, что «Воронины», «Светофор», «Кухня» и «Физрук» уже с «Орфеем», а «Интерны» нет. Надо дать. Хотя бы за выслугу лет.
Дальше вовсе беспрецедентная ситуация. В номинации «Телевизионный фильм» жюри впервые не смогло определить победителя. Посему нынче их два: «Метод» и «Измены». Какой из них лучше мы уже никогда не узнаем. Номинированный вместе с ними, но ничего не получивший «Тихий дон», видимо, уж совсем плохой-плохой. Зачем номинировали тогда, спрашивается? Ах, да, тройками же выбирали.
В промежутках между этими яркими событиями Стогниенко на повороте подрезает обоих Губерниевых и тикает со статуэткой, пока не догнали. Молодой да ранний Дмитрий Борисов лишает очередной награды мэтра Сергея Брилёва. «Большой балет», даром что с «Культуры», показывает дулю «Нашпотребнадзору». Ну, и ТЭФИ по умолчанию за «Освобождение Пальмиры», куда ж без неё.
И вот тут взрывается та самая бомба. О тех, кого задело взрывной волной, подробно рассказано в одной из наших предыдущих статей.
Подробно останавливаться на этом вновь смысла нет.
Гвоздём церемонии (а по сути, гвоздём в гроб премии) стало то, что на неё за своими очередными «Орфеями» не явились мастодонты телевидения Владимир Познер и Иван Ургант. Видимо, надоело (у Познера это седьмой «Орфей», у Урганта – седьмой и восьмой соответственно). Также отсутствовали Константин Эрнст, Андрей Малахов, Дмитрий Нагиев, Владимир Соловьёв...
А под финалочку члены жюри дружно показали кукиш… Путину. В номинации «Интервьюер» значился Соловьёв с фильмом «Миропорядок» (по сути, большое интервью с президентом). А ТЭФИ отдали… Познеру за одноимённую программу.
Попытка Швыдкого сгладить ситуацию обернулась катастрофой. После его шутки: «Владимир Владимирович получил свой приз! Но не Путин, а Познер!» стало ясно, что теперь уж премию точно ничто не спасёт…
Извиняется Кобахидзе:
«Конечно, это некорректно – сравнивать шоу политической направленности и развлекательной. То, что произошел такой казус, говорит о том, что в самой системе номинаций есть некая недоработка».
Недоумевает Швыдкой:
«Победа «Ревизорро-шоу» - это ошибка из-за недоработки жюри».
Вздыхает Вяземский:
«Мы тоже были академиками, и мы тоже судили. Но мы судили правильно».
Негодует Харламов:
«Не понимаю, почему «Камеди Клаб» ни разу не отметила эта телевизионная премия. Господа Академики (члены жюри) упорно продолжают игнорировать наше существование».
Отрекается Соловьёв:
«Им (организаторам) просто надо чётко понять раз и навсегда ― где есть они, там нет меня. - Поэтому пусть делают всё, что хотят, но не надо меня выдвигать и номинировать! Пусть им там всем будет очень хорошо. Я за них за всех очень рад».
Весьма показательно, что впервые за всю историю премии трансляция церемонии не была показана в прямом эфире ни на одном из телеканалов. А на официальном сайте ТЭФИ финальная фраза «Поздравляем победителей» прописана без восклицательного знака в конце. Потому как восклицательный знак – знак ликования и радости, а радоваться организаторам ТЭФИ – 2016 как раз и нечему.
Фото: imhomir.com, 1 tv.ru