Киноархив-1966: Одри грабит музей и втюривается в сообщника
50 лет назад вышла лучезарная кинокомедия «Как украсть миллион» – одна из самых ярких жемчужин в фильмографии Одри Хепберн. Но нигде эту картину не должны любить так, как у нас, жителей одной шестой, которых в былые времена отнюдь не перекармливали американским кино. О существовании такой кинобогини, как Одри, мы знали прежде всего по двум фильмам – «Римским каникулам» и этому. И, пожалуй, до сих пор отдаем предпочтение именно им.
Шикарно живет ярчайший представитель парижской богемы Шарль Бонне (Хью Гриффит). Все у него есть: красавица-дочка Николь (Одри Хепберн), вдохновенное подделывание произведений искусства как любимое занятие и отменные доходы от сбыта тех подделок.
Однако ж нет такого великого комбинатора, от которого хоть раз бы не отвернулась фортуна. Американскому миллионеру Лиланду (Илай Уоллак) чрезвычайно приглянулась статуэтка Венеры, которую Шарль выдал за шедевр Челлини. А страховой договор, бездумно подписанный поддельщиком, велит подвергнуть экспонат скрупулезной экспертизе. На папашино счастье, Николь вовремя знакомится с грабителем Саймоном (Питер О’Тул), поклонником изящных искусств и джентльменом самой высокой пробы.
Илай Уоллак (слева) в том же 66-м исполнил и самую знаменитую свою роль – незабываемого злыдня Туко в «Хорошем, плохом, злом»
В середине шестидесятых божественная голливудская голландка Одри Хепберн впервые сделала перерыв в своей блистательной карьере и не снималась целых два года. Досадная кинопауза была обусловлена разочаровавшими съемками в мюзикле «Моя прекрасная леди»: продюсеры не дозволили Одри самостоятельно исполнить в нем песенные номера, а киноакадемики не удостоили актрису даже и номинации на «Оскар».
Но в 1966-м к Одри обратился режиссер, которому сиятельная небожительница уж точно не могла отказать. Речь об Уилльяме Уайлере – именно он снял в 1953-м «Римские каникулы» и навсегда увековечил тем самым бесподобную мисс Хепберн.
Новый сценарий, присланный для Одри Уайлером, имел рабочее название «Как украсть миллион и счастливо жить после этого» и покорил актрису с первого же прочтения. Уж больно смачными диалогами он был переполнен, а к тому же выглядел столь солнечным, романтическим и по-настоящему удачным, что отказаться от работы с таким материалом было решительно невозможно.
И Одри, хвала небесам, вновь вспорхнула на голливудский олимп. Всем причастным тотчас же стало понятно: суперхиту – быть. Начиная со сценария, все указывало только на это. Основные партнеры Одри были ей под стать: лощеный ирландец Питер О’Тул, инфернальный хохмач Хью Гриффит, проницательный живчик Илай Уоллак.
А виртуозно придуманная и разыгранная кульминация этого фильма – собственно кража «миллиона» – оказалась столь пространной, захватывающей и поистине немеркнущей, что из-за нее одной ленту Уайлера смело можно причислять к вековечной классике. В момент ограбления Одри отнюдь неспроста читает Hitchcock Magazine – журнал Альфреда Хичкока (у которого голландка, увы, так никогда и не снялась: «великий и ужасный» всю жизнь предпочитал блондинок). Конечно, сцена с похищением Венеры создана по всем законам хичкоковского триллера. Однако она еще и приправлена остроумием того высочайшего сорта, который был свойственен только лучшим американским комедиям и только в их лучшие годы.
Одри как никто достойна звания самой прекрасной (в буквальном смысле этого слова) актрисы за всю историю синематографа
Куда же вы, спрашивается, ушли, те благословенные времена, когда диалоги из главных шедевров фабрики грез можно было выучивать наизусть, чтобы потом щеголять безупречным острословием если не на светском рауте, то хотя бы в родном совучреждении. Как раз к концу шестидесятых секрет сочинения столь искрометных диалогов внезапно оказался навсегда утрачен голливудскими сценаристами. Собственно, «Как украсть миллион» – одна из последних ласточек этой вот блистательной джентльменско-аристократической кинокомедийной традиции. Тем она и ценна по сей день.
«Как украсть миллион» (How to Steal a Million). Режиссер: Уилльям Уайлер. США, 1966