История с иркутским аэропортом: афёра или глупость?
Несмотря на то, что история с попыткой продажи иркутского аэропорта, благодаря вмешательству федеральных властей, отложена на неопределенный срок, она продолжает оставаться наглядным примером декадентского стиля управления правительства региона.
Многие малопосвященные в суть вопроса зрители недоумевают - неужели даже на уровне губернатора и его заместителей возможны столь примитивные аферы, как продажа за бесценок целого аэропорта? Смеем утверждать - возможны. Особенно если они тесно сплетены с глупостью и некомпетентностью.
Давайте посмотрим, что же это было.
В ноябре 2014 года губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко добился передачи иркутского аэропорта из федеральной собственности в собственность региональную.
Переговоры о передаче 100% акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и имущественного комплекса в собственность правительства Иркутской области велись с 2013 года и оказались успешными в основном благодаря серьезным лоббистским возможностям Сергея Ерощенко на федеральном уровне, в первую очередь личному знакомству с Сергеем Чемезовым и Виталием Мащицким.
Что было целью этой сделки?
Федеральному правительству достаточно небольшой иркутский аэропорт не нужен: проблем много, дохода мало, проблем с управлением на значительном расстоянии от столицы еще больше.
Сергею Ерощенко и его бизнес-структурам, в число которых входит как минимум одна региональная авиакомпания, наоборот, контроль над аэропортом развязывал руки как в плане его развития, так и в плане собственного бизнеса. Не секрет, что Сергей Ерощенко не стеснялся поддерживать собственный бизнес из регионального бюджета, что, правда, одновременно с этим способствовало развитию регионального транспорта и туризма. В этом смысле экс-губернатор являлся классическим образчиком современного российского чиновника высокого уровня, который и дело делает, и свой карман не забывает.
Одним из условий передачи иркутского аэропорта в региональную собственность была его модернизация и развитие.
К этому моменту был поставлен крест на идее создания нового аэропорта за пределами Иркутска - Сергею Ерощенко такой вариант не был нужен, так как он был объективно неподъемным в условиях кризиса. Кроме того, авиакомпания губернатора базировалась на территории нынешнего аэропорта, вся логистика была заведена на действующий аэропорт, и смысла затевать масштабный и дорогостоящий переезд не было никакого.
Само собой, Сергей Ерощенко не собирался модернизировать аэропорт за счет регионального бюджета - бюджет для этого слишком мал. Предварительная стоимость реконструкции аэропорта оценивалась в 30 миллиардов рублей. В планах губернатора было привлечь к инвестированию в проект корейскую компанию "Incheon International Airport Corporation", Роснефть и Внешэкономбанк. В результате модернизации, пропускная способность аэропорта к 2020 году должна была вырасти до 3 миллионов человек в год. Не так уж и много, кстати - всего в полтора раза от существующей.
Следует отметить, что иркутский аэропорт отнюдь не является убыточным.
Его выручка в 2014 году составила более двух миллиардов рублей, а чистая прибыль - 350 миллионов рублей. Находясь в областной собственности, это предприятие стабильно пополняет региональный бюджет.
Весной 2015 года аэропорт полностью перешел в собственность Иркутской области. Одновременно с этим серьезную господдержку получили региональные авиакомпании "Ангара", "ИрАэро" и "ПАНХ".
Однако в мае 2015 года Сергей Ерощенко внезапно решил испытать доверие населения и переизбраться на должность губернатора. Осенью того же года он с треском проиграл выборы коммунисту Сергею Левченко.
С мая по октябрь губернатору, в условиях жесткой избирательной кампании, было совсем не до аэропорта. Новый губернатор получил гигантский комплекс проблем и про аэропорт банально забыл. Прозрение наступило ранней весной 2016 года, когда Сергею Левченко деликатно намекнули из Администрации президента, что раз модернизация аэропорта не производится, федеральное правительство заберет его себе.
Тут, что называется, под ногами губернатора и его команды начала гореть земля.
Нужно понимать, что лоббистские способности Сергея Левченко на федеральном уровне близки к нулю. Безусловно, в силу его статуса, его принимают в высоких сферах, вежливо выслушивают и даже кивают в знак согласия. Но на этом все и заканчивается.
Сергею Левченко уже давно поставлены условия со стороны федерального центра: внятная кадровая политика в правительстве, удаление из правительства некомпетентных и одиозных фигур, возвращение к конструктивному диалогу с госструктурами. Однако для секретаря обкома КПРФ, связанного по рукам и ногам обязательствами перед своими союзниками, эти условия неприемлемы.
Как следствие, в отношении аэропорта федеральные структуры ведет разговор с иркутским губернатором с позиции силы и власти, и никак иначе.
Именно тогда, в условиях невероятной спешки, и было принято решение о передаче акций аэропорта компании "Новапорт". Учитывая смехотворную сумму сделки, аэропорт фактически дарили крупной коммерческой структуре.
Почему в качестве покупателя была избрана именно компания "Новапорт"? Ответ на этот вопрос, вероятно, так никогда и не будет озвучен в публичной плоскости.
В региональных политических кругах обсуждаются две версии.
Согласно первой, Сергей Левченко сыграл в девицу на выданье - кто первый предложил замуж, за того и пошла. То есть "Новапорт" оказался первым, кто взялся быстро разрешить проблемную ситуацию - предложив смехотворную сумму за акции аэропорта.
Согласно второй, между первыми лицами иркутского правительства и компанией "Новапорт" имел место некий сговор, согласно которому "Новапорт" получал за бесценок акции аэропорта, а заинтересованные лица в правительстве - некую сумму на личные нужды. Эти нужды хорошо известны - ИРО КПРФ испытывает серьезные проблемы с денежными средствами на выборы в Госдуму.
Сделку предполагалось провести в кулуарном режиме, без конкурса и широкого афиширования. Именно тут и возникает слово "афёра", которая как нельзя лучше характеризует ситуацию. Так как сделка курировалась лично заместителем губернатора Дмитрием Чернышовым, то есть определенная вероятность того, что и всю схему придумал он сам. Беда в том, что эта схема мало отличается от какого-нибудь примитивного распила бюджета на уровне деревенского сельсовета. Пользуясь непубличностью сделки, ее участники намеревались банально "срубить бабла", а там хоть трава не расти.
Интересно то, что активное участие в лоббировании сделки с компанией "Новапорт" принимал экс-министр транспорта Игорь Левитин. По некоторым данным, Левитин состоит в партнерских отношениях с владельцем "Новапорта" Романом Троценко, и в то же время способен существенно влиять на решение вопросов на уровне федеральных властей, благо является помощником президента России. Кроме того, известно, что действующий министр транспорта России Максим Соколов - человек Левитина.
Само собой, конкуренты "Новапорта" - компании "Базэл" и "Ренова" - знали о готовящейся сделке. Но, так как она не имела публичного характера, то и высказываться против нее не было никакой возможности. Все дело испортил сам Сергей Левченко.
Совершенно неожиданно для своих подельников, он рассказал о планах по продаже аэропорта компании "Новапорт" на пресс-конференции в присутствии десятков иркутских журналистов. Зачем это было сделано - не знает никто. В региональном правительстве ни один из собеседников Бабра не смог в цензурных выражениях сформулировать свое видение этого поступка губернатора.
В тот же день компании "Базэл" и "Ренова" дали залп из всех орудий, выступив с протестом против отсутствия конкурса по передаче аэропорта, а также "слив" всю фактуру в федеральную антимонопольную службу (ФАС). ФАС вынесла Сергею Левченко строгое предупреждение о необходимости соблюдать российское законодательство.
В иркутском правительстве вынуждены были сделать "полный назад". Сергей Левченко официально заявил, что иркутский аэропорт останется в областной собственности.
В данной ситуации Сергей Левченко был вынужден пойти на прямую ложь.
Как уже было сказано выше, иркутский аэропорт не может оставаться в областной собственности, так как он не модернизируется, а, следовательно, перейдет в федеральную собственность. По всей видимости, в региональном правительстве банально не придумали, что делать в такой ситуации.
Прогнозировать развитие ситуации трудно. Скорее всего, коммунистическое правительство Иркутской области будет оттягивать решение по аэропорту до выборов в Госдуму, которые станут для Сергея Левченко своеобразным Рубиконом. В случае, если КПРФ получит ощутимое преимущество на выборах, губернатор сможет говорить с Администрацией президента на более серьезном уровне. Если же КПРФ проиграет, особенно с значительным отставанием - может случиться и так, что Сергей Левченко решит досрочно покинуть свой пост. Передав все проблемы следующему губернатору.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!