Когда высохнет Байкал?
Академик РАН, директор ФГБУ Института динамики систем и теории управления СО РАН, Игорь Вячеславович Бычков поделился с БАБРом своей точкой зрения о том, что сейчас происходит на Байкале и какие меры действительно необходимо предпринять для его сохранения.
В связи с массовыми сообщениями о том, что Монголия, построив ГЭС на притоке реки Селенга, которая в свою очередь является притоком Байкала, может практически уничтожить озеро, академик отмечает, что плотина – это ни в коем случае не плохо, а хорошо.
К слову, если бы не было плотины на Ангаре, то сброс воды по Байкалу был бы гораздо больше и уровень его снизился бы значительно ниже.
С точки зрения животного и растительного мира паводки, конечно, играют положительную роль. Они формируют новые места обитания для животных. Также вместе с ними животные и растения получают необходимые им питательные вещества. Однако для человека плотина выступает регулятором паводков. В результате вода бежит с меньшим количеством взвешенных веществ, а значит, она чище. К тому же паводки наносят вред жителям монгольских деревень и посёлков, а с плотиной они будут страдать меньше.
Игорь Бычков отмечает, что монголы – это не враги Байкала. Озеро для них является таким же достоянием, как и для России.
На счёт снижения уровня воды в озере учёный рассказал, что в течение всей истории наблюдения отмечаются колебания уровня воды до трех метров. Это нормальное природное явление. На сегодняшний день никто из учёных или кто бы то ни было ещё не могут утверждать, что стабильность для Байкала - это хорошо.
Что действительно необходимо сделать для сохранности уникальной экосистемы – развить туристическую зону. Рост туристического потока на Байкале неизбежен. В связи с этим растёт антропогенное воздействие на акваторию и прибрежную зону. Принятие мер по снижению этой нагрузки – одна из самых главных насущных задач.
Другим важным шагом является установление границ Байкала. На сегодняшний день официальных границ у озера не существует. Есть только рыбоохранная зона (500 метров), но ведь и она должна откуда-то начинаться. Пока этим никто не занимается.
Ещё один проект, касающийся охраны озера, был предложен Лимнологическим институтом СО РАН - гидротехнический учёт байкальского омуля. Этот проект позволит оценить численность омуля, простыми словами - сколько омуля в Байкале можно съесть.
Учёт уже несколько раз проводился. Последние опубликованные данные за 2011 год равны 360 миллионам особей. То есть по два байкальского омуля на одного жителя России. За 2015 год данные ещё не публиковались, но академик рассказал, что численность стала примерно на 30% меньше.
Он отмечает, что в этом направлении главная задача – борьба с браконьерством. Численность омуля снижается из-за того, что браконьеры ловят омуль, идущий на нерест, и затем продают икру. С этим необходимо бороться.
И последнее, Игорь Бычков утверждает, что в сегодняшних экологических условиях полностью Байкал не сможет высохнуть, вытечь или что-то подобное ещё, никогда. Шаман-камень перекрывает русло реки и является природной плотиной водоёма. Он не даёт воде полностью вытечь.
К слову, если представить, что вода в Байкале по каким-то причинам исчезла то, для заполнения озера необходимо, чтобы все реки мира (!) текли в озеро целый год.
Фото: Гаврикова Инга
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!