Антон Логашов. Большая афёра с микрофинансированием
Любопытная история с микрокредитованием малого бизнеса в Иркутской области была бы достойна пера Ильфа и Петрова, если бы не представляла интереса для прокуратуры.
В центре нашего внимания - зампред иркутского правительства, а теперь еще и министр экономического развития Антон Логашов, не раз становившийся уже сомнительным "героем" публикаций на Бабре.
Краткая история регионального микрофинансирования такова.
Практически в каждом из иркутских муниципалитетов есть фонд по кредитованию малого и среднего бизнеса. Почти все они созданы в 2009-2013 годах. Часть денег в такой фонд поступает от федерации, часть - от региона, минимальный взнос в размере 5% вносят сами муниципалитеты.
Муниципальный фонд сам принимает решение по распределению средств и их привлечению. В каждом из фондов работают относительно небольшие средства - в диапазоне от 10 до 27 миллионов рублей. Тем не менее, в масштабах всего региона, сумма получается достаточно значительная.
Далеко не все муниципальные фонды работают эффективно. Очевидно, что на местах многое зависит от конкретных чиновников, которые, к сожалению, далеко не всегда эффективны или хотя бы исполнительны.
В связи с этим в недрах Минэкономразвития еще в апреле 2016 года возникла идея создание общерегионального фонда, в который можно было бы завести серьезное федеральное софинансирование, причем в объемах, превышающих 90%.
Создание регионального оператора предполагалось на базе самого минэкономразвития. Планировалось, что министерство выступит учредителем этого фонда в виде областной государственной автономной организации, и будет управлять муниципальными фондами.
Муниципальные фонды могли сами выбрать, работать им далее самостоятельно или войти в общерегиональный фонд, выйдя тем самым из реестра Центробанка и действуя в дальнейшем в роли агентов. При этом региональный фонд играл роль управляющей компании для этих фондов.
Одновременно с этим разрабатывался второй вариант создания регионального фонда на базе ангарского фонда, с полным вхождением всех муниципальных фондов в ее состав и соответствующим прекращением их самостоятельной деятельности.
Этот вариант лоббировал лично Антон Логашов, на тот момент зампред правительства.
Дальше началось шоу.
Министерство экономического развития доказало эффективность именно своего варианта, и в августе 2016 года получило одобрение губернатора. Через месяц Антон Логашов представил губернатору свой вариант развития... и тоже получил одобрение.
Отметим, что схема предложенная Антоном Логашовым, изначально предполагала нарушение закона и по сути носила мошеннический характер. Почему - мы рассмотрим ниже. Однако именно эта схема была вынесена на рассмотрение правительства региона. Что стало причиной столь странного выбора? Прямого ответа на этот вопрос нет. Но не следует забывать что как раз осенью 2016 года Антон Логашов резко сменил свои предпочтения и принес вассальную клятву "серому кардиналу" правительства Дмитрию Чернышову.
Что именно является незаконным в варианте Логашова? В ходе журналистского расследования, связанного с увольнением министра экономического развития Оксаны Тетериной, выяснился ряд крайне интересных моментов. В частности, в муниципалитеты было направлено письмо зампреда правительства и нового министра Антона Логашова, в котором в приказном порядке предписывалось всем районным фондам немедленно прекратить свою деятельность и влиться в общерегиональный фонд. В письме Антон Логашов ссылается на распоряжение губернатора Сергея Левченко.
Отметим, что если такое распоряжение губернатора и существовало бы, то оно прямо противоречило бы законодательству. По закону, никто не может ликвидировать фонд микрокредитования - даже губернатор. И даже президент России. Это может сделать только суд и только по инициативе Центробанка, на что нужны очень веские основания - к примеру, нецелевое расходование средств.
Требование передачи активов фонда в региональный фонд также незаконно. При создании муниципальных фондов в них был заведен капитал из муниципальных бюджетов. В дальнейшем он формировался из регионального и федерального бюджетов. При прекращении деятельности фонда эти средства должны быть возвращены в соответствующий бюджет. Фактически распоряжение губернатора в трактовке Логашова приказывает фондам нарушить закон, причем нарушить очень грубо.
Отметим, однако, что, по данным Бабра, прямого требования ликвидации муниципальных фондов в распоряжении губернатора на самом деле нет. Зато есть весьма вольная интерпретация распоряжения самим Антоном Логашовым, который по сути обманул и муниципалитеты, и Минэкономразвития, и губернатора.
Собственно, на этом моменте уже можно было бы вмешаться прокуратуре и выяснить, посему губернатор якобы подписывает незаконные распоряжения, а Антон Логашов - незаконные письма.
Однако сделать это было некому. Из всех депутатов Заксобрания возразить против процесса натурального грабежа рискнула лишь Анастасия Егорова. Больше во всем региональном правительстве не нашлось ни одного человека, который набрался бы решимости сказать, что готовящаяся операция незаконна.
Заметим, что в настоящее время обращение Анастасии Егоровой находится в Генпрокуратуре России.
Вскоре выяснилась и причина этой странной "круговой поруки". Вернее, две.
Первая причина заключается в том, что для получения финансовых субсидий из федерального центра, региональный фонд должен иметь не менее ста заемщиков и серьезную капитализацию. Начало конкурса на получение федеральных средств - 31 марта 2017 года. К 8 ноября 2016 года руководство фонда обнаружило, что капитализация составляет всего 20 миллионов рублей - сумма, сравнимая с капитализацией небольшого муниципального фонда. Антон Логашов начал принимать экстренные меры по переводу муниципальных фондов со всеми их активами в региональный фонд. Заодно, как говорится, под запарку, еще 100 миллионов рублей изъяли из Корпорации развития Иркутской области (КРИО) и тоже передали в фонд. Это изъятие также совершенно незаконно, так как во всех финансовых документах, касающихся регионального фонда, речь идет о 2017 годе, а деньги изъяты в 2016 году. Это - уже нецелевое расходование, и уже уголовная статья.
Одновременно с этим Антон Логашов попытался таким же образом незаконно привлечь федеральные средства на свой фонд в размере 87 миллионов рублей.
Вторая причина кроется в учредителях фонда.
По всей видимости, губернатор подписал распоряжение, не особо вникая в его суть. Делает он это обычно только в общении с одним человеком - "серым кардиналом" Дмитрием Чернышовым. И вот что любопытно.
Учредителями регионального фонда микрокредитования малого и среднего бизнеса являются: Коропорация развития Иркутской области, правительство Иркутской области и две частные коммерческие структуры: ООО "МАКСиМАКС" (ОГРН 1093801001326) и ООО "СетьЭнергопром" (ОГРН 1103801004812). Учитывая количество участников, имеет место риск наименьшего участия собственно Иркутской области в управлении фондом, о чем Оксана Тетерина, еще находясь в должности министра, 11 ноября официально предупредила Антона Логашова. Однако есть вероятность, что вся схема задумана именно с этой целью.
Еще более любопытно то, что учредителями обеих коммерческих структур являются руководители Ангарского фонда поддержки малого и среднего бизнеса Яна Шевченко, ее муж и брат. Совершенно очевидно, что участие коммерческих структур в фонде микрокредитования сразу вызывает серьезные сомнения: ведь через них можно банально "отмывать" бюджетные средства.
Пасьянс начинает складываться. Для того, чтобы окончательно выяснить, кто и зачем проворачивает эту сложную операцию, достаточно узнать, что упомянутая выше Яна Шевченко является родной племянницей... самого Дмитрия Чернышова.
Во всех приличных странах такая схема называется коррупцией и расследуется прокуратурой. По данным Бабра, соответствующие документы по ангарской криминальной группировке уже рассматривают следственный органы. В частности, во время визита в Иркутск Александра Бастрыкина они попали ему в руки.
А с Бастрыкиным, как известно, шутки плохи.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!