"Червивые подарки" Левченко. Разбор БАБРа
БАБР продолжает расследование скандальной истории вокруг новогодних подарков от имени Правительства и губернатора Иркутской области.
Что было?
9 января известная иркутская телекомпания НТС выдала сюжет о том, что в новогодних подарках, вручаемых областным Минсоцем детям из малообеспеченных семей, была обнаружена плесень и даже черви. В репортаже фигурировали мутные фотографии и говорилось о как минимум трех подобных случаях.
10 января тему подхватили региональные, федеральные, а затем и мировые СМИ. В результате уже к вечеру ленты огромного числа российских медиа пестрили совершенно завиральными байками о якобы 100 тысячах "червивых подарков". В это же время пресс-служба иркутского губернатора занималась тем, что обличала местных журналистов в социальных сетях. Официальный комментарий по теме появился на сайте Правительства только к середине следующего дня.
Между тем, иркутские СМИ, в отличии от федеральных, не поленились провести оперативное и профессиональное расследование по горячим следам.
Историю с подарками следует разделить на два самостоятельных кейса:
— Госзакупки.
Этой теме БАБР посвятил несколько отдельных материалов. Всего было закуплено 17 620 конфетных "сладких наборов" и аналогичное количество зефира на общую сумму около 3,4 миллиона рублей. Основной поставщик: ИП Степанова Марина Леонидовна.
Внимание журналистов привлек тот факт, что информация на официальной площадке госзакупок и конечные документы о поставленном товаре критическим образом не совпадают. Вместо 17 тонн конфет и зефира (по сайту ГЗ) откуда-то появились 17 тысяч "сладких наборов весом 872 грамма" и 200-граммовых изделий "ванильного зефира в шоколадной глазури" (по документации закупки).
После изучения значительного объема файлов на сайте ГЗ можно пройти к заключению, что мы имеем дело не с прямой коррупцией, но с очень серьезными нарушениями на уровне формирования заявки.
Смотрим основную закупку по конфетам . Действительно, на всех вкладках закупки и заключенного с ИП контракта повторяется формулировка про килограммы, а не штуки подарков.
Однако в конкурсной документации и в заглавной форме закупки четко прописано: "Поставка новогодних подарков (сладких наборов) для детей". Важно, что именно такая формулировка отражена и в итоговом контракте и в документах аукциона. Имеется и техзадание, где повторяется заветное: "Поставка новогодних подарков (сладких наборов) для детей". Заказ и конечная поставка совпадают.
Нарушения и несовпадения присутствуют в форме сайта ГЗ, но вся прикрепленная документация по виду в порядке. Судя по всему, "косяк" допустили при подготовке закупки, за что несут ответственность или чиновники Минсоца или деятели Министерства по регулированию контрактной системы.
Учитывая общественный резонанс, конечную оценку этому кейсу должны дать юристы. СК по области уже заявил, что проводит доследственную проверку "о превышении полномочий и злоупотреблении ими должностными лицами Министерства социального развития". По данным БАБРа, 11 января СК произвел в Минсоце выемку документов.
— Плесень и черви: где, когда, сколько?
10 января в областном Роспотребнадзоре подтвердили, что к ним действительно поступило два письменных и одно электронное обращение по фактам испорченных подарков. Проводится проверка.
Госпожа Степанова - поставщик "сладких наборов" - в интервью одному из иркутских СМИ допустила, что отдельные факты порчи конфет могли иметь место, на тут же оговорилась, что лично ей о конкретных прецедентах ничего не известно.
После долгого и невнятного молчания Правительство Иркутской области встало на схожую позицию. Вице-премьер Валентина Вобликова заявила, что внутренняя проверка будет проведена в "кратчайшие сроки". При этом в Сером доме подчеркнули, что к ним не поступало "официального подтверждения о наличии червей в конфетах ".
Попутно выяснилось, что первое заявление по поводу некачественных подарков было подано еще 20 декабря. По версии Правительства, все испорченные подарки (три штуки) заменил поставщик.
Между тем, самих конфет с плесенью и червями никто не видел - проверка Роспотреба, как можно судить из официальных заявлений, основывается на все тех же мутных фотографиях, что были показаны в репортаже НТС.
— Выводы:
1) В кейсе с госзакупками следует говорить как минимум о нарушениях уставленной процедуры, а, возможно, и о грубом пренебрежении нормами закона. Ждем окончания проверки СК.
2) Испорченные подарки, скорее всего, имели место, но их число вряд ли велико. Вероятно, это отдельные случаи. Ждем окончания проверки Роспотреба.
3) Широкий резонанс истории во многом связан с тем, что к Иркутску после "дела Боярышника" приковано внимание всех ведущих СМИ, в том числе мировых. Любая вспышка мгновенно вызывает пожар.
4) Дополнительный фактор, усиливший скандал - неспособностью чиновников и пресс-службы Серого дома оперативно разъяснять свою позицию, оперируя фактами.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!