Охота на лам
В Бурятии случилось невероятное.
Нарушив святую заповедь нынешней власти — не трогать церковь, бурятский президент Леонид Потапов санкционировал избиение буддийских монахов. Как выяснил "Ъ", это стало венцом сложнейшей интриги, в которой приняли участие глава буддийского мира Далай-лама и правительство России.
В ночь с 4 на 5 мая спецподразделение милиции по усмирению бунтов в тюрьмах избило буддистов, пикетировавших Музей истории Бурятии в Улан-Удэ. Пикетчики не давали вывезти из музея на выставку в США крупный раритет — буддийскую святыню "Атлас тибетской медицины".
"Атлас тибетской медицины" представляет собой 76 выполненных на холсте иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века "Голубой берилл". Подлинник атласа утрачен, копий в мире осталось только две. Одна, неполная, хранится в китайской части Тибета. Однако власти Китая не допускают возможности ее вывоза за рубеж. Другая, более полная, находится в Бурятии.
Милиционеры обеспечили вывоз атласа, избив и разогнав более 20 пикетчиков — буддийских священников и просто верующих. Ночное избиение было заснято и показано по центральному телевидению. После инцидента шестеро пострадавших обратились в прокуратуру Бурятии с требованием возбудить уголовное дело. Четверо из них — ламы (буддийские монахи); один лежит в больнице, так как у него отбиты внутренние органы.
Через два месяца в Бурятии должны состояться выборы; президент Леонид Потапов баллотируется на очередной срок. Пятеро из 12 других кандидатов уже публично осудили действия властей и лично Потапова. В ответ президентская сторона не придумала ничего умнее, как просто от всего отказаться. Пресс-служба Потапова сейчас говорит, что никакого избиения буддистов не было и в помине.
— Было всего лишь нарушение общественного порядка,— утверждает сотрудница пресс-службы Татьяна Чуковинская.— И тот человек, которого били резиновыми дубинками, как все видели по телевизору, никакой не лама, а молодой поэт...
На самом деле президентская сторона ничего другого сказать и не может. Ъ стало известно, что президент Потапов дал письменный приказ милиции бить буддистов. 4 мая 1998 года он собственноручно подписал распоряжение, которым обязал бурятское МВД "обеспечить охрану при транспортировке атласа". В распоряжении была сделана уникальная приписка: "В случае оказания сопротивления разрешить применение силовых действий". Ни один политик в здравом уме такого распоряжения не отдаст и ничего подобного никогда не подпишет. Потому что такая формулировка ставит крест на его политической карьере.
Вскоре после избиения буддистов в Бурятию съездила группа экспертов МВД России. Она "провела проверку" инцидента и сделала вывод, что милиция "применяла спецсредства в допустимых пределах". При этом московские милиционеры не встретились ни с кем из пострадавших. Как показало расследование Ъ, МВД России, со своей точки зрения, действовало вполне благоразумно: члены федерального правительства сыграли очень важную роль в этом скандале.
Действующие лица и исполнители
Прежде чем описывать интригу, обозначим основные действующие в ней силы.
Далай-лама.
По мнению части бурятской интеллигенции и светских властей, вывоза атласа в США добивался именно далай-лама — духовный лидер буддийского мира, который в последние годы ведет большую и успешную кампанию по пропаганде буддизма в США.
— Это очередная игрушка, в которую играет Америка и которую надо эксплуатировать по полной программе, пока американцам не надоело и они не переключились на что-нибудь новенькое,— сказал мне один из сотрудников бурятской Академии наук.
Как грамотный политик, далай-лама старался оставаться за кадром. Исполнителем его воли считают предпринимательницу Анну Соуза.
Анна Соуза (Anna Souza).
Американка мексиканского происхождения. Несмотря на сопротивление буддистов, смогла организовать вывоз атласа на выставку в Соединенные Штаты. Она провела большую работу в США и Европе и смогла получить деньги от довольно серьезных спонсоров (Фонд Рокфеллера и других). По некоторым данным, Соуза заработает на выставке минимум $0,5 млн
Бурятские ламы (буддийские монахи).
Глава буддистов России пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев объясняет свою борьбу против вывоза атласа религиозным порывом: "Мы решили, что вывоз в США — это осквернение нашей святыни". Впрочем, буддистам не нравится и контракт, на основании которого вывезена святыня: в нем плохо прописаны гарантии возврата атласа в Бурятию, есть много других сомнительных моментов. Между тем в окружении президента считают, что Аюшеев развернул борьбу исключительно с политическими целями — чтобы укрепить свою власть. Избиение монахов милицией действительно прибавило ему популярности.
Правительство России.
Чиновники Минкульта России сначала препятствовали вывозу бурятского раритета, а потом слились в культурном экстазе с окружением президента Потапова и добились вывоза атласа. Оппоненты, естественно, подозревают, что чиновников сумели заинтересовать материально. Минкульт смог использовать в своих интересах вице-премьера Сысуева, который организовал мощное давление на президента Бурятии.
Окружение президента Бурятии.
62-летний Леонид Потапов до сих пор не изменил своим коммунистическим взглядам. У него соответствующее окружение. Его заместителем по культуре, а фактически по идеологии, является опытный комсомольский работник Лидия Нимаева. "Железной леди" побаиваются все деятели культуры и искусства Бурятии. В истории с вывозом атласа окружение президента сыграло самую сомнительную роль. С 1996 года оно несколько раз меняло свою точку зрения и выступало то за вывоз атласа, то против него. Но в итоге Нимаева развернула такую борьбу за свободу передвижения раритета, что дело закончилось разгоном лам.
Президент Бурятии Леонид Потапов.
Не имел внятной позиции ни по поводу выставки, ни вообще во взаимоотношениях со своим народом (особенно бурятами, которые составляют 27% населения республики). Под давлением различных сил Потапов выступал то за, то против вывоза атласа, в итоге распорядился избить буддистов и оказался крайним во всей этой истории. Сейчас Потапов — политический труп, но еще не осознал этого, продолжая бороться за переизбрание на предстоящих в июле выборах.
Бурятский театр
С 1995 года Анна Соуза стала часто появляться в Бурятии, каждый раз представляясь руководителем новой фирмы. Добивалась она одного — вывоза "Атласа тибетской медицины" на выставку. Сначала Соуза не разобралась в раскладе бурятских политических сил и начала работать с тогдашней директором Музея истории Бурятии Сэсэгмой Жанбаловой. Директор стала активно пробивать проект и подготовила контракт на вывоз атласа. Однако затею заблокировали правительство Бурятии и Министерство культуры России, которое дает разрешения на подобные акции. Чиновники придрались к "несоответствию контракта законодательству" и даже к маршруту путешествия атласа по США.
Соуза быстро догадалась, что пошла ложным путем. В 1997 году она стала работать не с Жанбаловой, а с "железной леди" Бурятии Лидией Нимаевой. И дело сразу стало спориться. Все "общественные силы Бурятии" и деятели культуры, ранее выступавшие против вывоза атласа, вдруг высказались за. Правда, теперь возмутилась директор музея. Она попыталась воспротивиться вывозу атласа (аргументация как у всех: "контракт сыроват"), но была сметена. Жанбалову просто уволили, а на ее место Нимаева поставила свою однокурсницу Маргариту Романову, которая до этого заведовала коммерческим магазином.
Министерство культуры в Москве признало контракт соответствующим законодательству и утвердило его. Уже в апреле атлас должен был отправиться в США. Но в марте об этом узнали бурятские буддисты.
Хамбо-лама Аюшеев рассказал Ъ:
— Все это было полной неожиданностью для нас. Контракт готовился в тайне. В принципе мы знали, что готовится вывоз нашей святыни, но не догадывались, насколько далеко зашло дело. Мы надеялись, что рано или поздно с нами посоветуются. И вдруг совершенно случайно я узнал, что контракт уже подписан. Благодаря своим связям я достал его экземпляр, прочитал и ужаснулся.
В контракте не был указан срок возврата атласа в Бурятию после выставки. В нем вообще отсутствовали санкции за его невозврат. Зато было много странных пунктов, позволявших фирме Pro-Culture, которую возглавляет Соуза, распоряжаться атласом как угодно (см. стр. 62).
— Ситуация выглядела так, будто кто-то хотел увезти и не вернуть атлас в Бурятию,— заключает хамбо-лама Аюшеев.
Буддисты заволновались и сделали все, чтобы заблокировать сомнительный контракт. В марте с их подачи правовое управление парламента Бурятии и государственно-правовое управление администрации президента и правительства Бурятии подготовили заключения о том, что контракт имеет массу недостатков и по нему вывозить святыню нельзя.
Почувствовав, что дело срывается, Соуза подключила своих лоббистов. 31 марта письмо в поддержку вывоза атласа прислал сам далай-лама. Впрочем, составлено оно было так, словно ни в какой поддержке проект уже не нуждается, а выставка атласа в США — дело решенное. "Я рад узнать о том, что мировому сообществу будет предоставлена возможность ознакомиться с `Атласом тибетской медицины`",— так начинает свое письмо президенту Потапову и "народу Бурятии" глава буддийского мира. А в последнем абзаце замечает: "Мы полностью доверяем и верим, что организаторы, особенно Анна Соуза, с которой мы знакомы более 15 лет... проведут успешную выставку..." Таким образом, далай-лама принял участие в борьбе за вывоз атласа.
Между тем хамбо-лама Аюшеев лично встретился с президентом Потаповым и убедил его в том, что атлас трогать нельзя. По словам сотрудников администрации президента, Аюшеев пригрозил Потапову, что тот лишится поддержки всех бурят. И президент прислушался к мнению буддистов. В свойственной ему бесхитростной манере 7 апреля он издал распоряжение о расторжении контракта.
Столичный спектакль
Бурятская "железная леди" Нимаева пришла в ужас. Она срочно вылетела в Москву, где подняла настоящий скандал — встретилась с депутатами Госдумы, членами Совета федерации и тогда еще только и. о. вице-премьера Олегом Сысуевым. Ее активно поддержали чиновники Минкульта. Они пугали членов правительства штрафными санкциями, которые последуют за срывом контракта; называлась даже цифра — $3 млн. Между тем в самом контракте не было сказано ни слова об ответственности сторон. Когда в Госдуме Нимаевой указали на эту неувязку, она объяснила, что американская сторона вложила уже $300 тыс. в реставрацию атласа и изготовление специальной упаковки для каждого листа.
Замминистра культуры Павел Хорошилов тоже считает, что избежать вывоза атласа было никак нельзя:
— Срыв контракта мог вызвать международный скандал. И вообще, атлас тибетской медицины является федеральной собственностью, а никакой не буддийской святыней. Чем доказывается, что это буддийская святыня? Ничем. Поэтому музей вправе распоряжаться им как хочет. Заключили они такой контракт на вывоз — это их право. А наше дело — проконтролировать соблюдение действующего законодательства.
В этих словах много лукавства. Бывшая директор музея Жанбалова рассказала "Ъ" о том, как она обивала пороги Министерства культуры России. Чиновники обращались с ней предельно жестко и давали понять, что решают все. Например, замначальника управления по делам музеев Колупаева объяснила Жанбаловой, что в контракте обязательно должны быть подписи директоров всех музеев, принимающих выставку в США. Однако в итоге с ведома того же Минкульта атлас отправился в США по контракту, подписанному одной лишь Анной Соуза.
Министерство организовало Нимаевой мощную поддержку в федеральном правительстве. И Москва начала давить на президента Бурятии. Ему прислали резкие письма Олег Сысуев, и. о. министра культуры Татьяна Дементьева и замминистра Павел Хорошилов. Наиболее резко выражался Хорошилов. Он не стал оспаривать по существу заключение бурятских юристов о недостатках контракта. Просто написал: "Договор по данной выставке в полной мере соответствует статье 421 Гражданского кодекса России `Свобода договора`..." В переводе с бюрократического языка это означает: "Как хотим, так и заключаем контракты".
Натиск на президента Потапова продолжался почти месяц. В конце апреля из Москвы прислали трех экспертов Минюста России с помощником-адвокатом. Они подготовили для Потапова солидное заключение о том, что он не имеет права расторгать контракт о распоряжении федеральной собственностью (атласом). Кроме того, по словам сотрудников правительства Бурятии, из Москвы стали звонить "некоторые члены правительства" и сулить бурятскому руководству в случае отказа выпустить за границу атлас всяческие кары — вплоть до прекращения финансирования дотационной Бурятии. И президент Потапов прислушался к мнению федеральных властей. 2 мая он отменил свое решение о расторжении контракта.
Узнав об этом, бурятские ламы устроили круглосуточное дежурство около музея. 4 мая Потапов дал письменное указание милиции применить силу.
Последняя роль президента
После скандального избиения буддистов от президента Потапова мгновенно отвернулись все. Федеральные чиновники от него открещиваются и утверждают, что Потапов по собственной воле устроил разгон пикетчиков.
— Это безумие со стороны президента Бурятии,— возмущается замминистра культуры Хорошилов.— Мы на него не давили. Мы лишь требовали не вмешиваться не в свои дела. Ведь атлас является федеральной собственностью.
Олег Сысуев после избиения лам заявил, что не имеет к этой истории никакого отношения: он лишь однажды указал, что контракт на вывоз атласа должен полностью соответствовать законодательству.
Леонид Потапов оказался крайним. Его действия официально осудили представители большинства религиозных конфессий России. По данным местных социологических опросов, рейтинг президента упал с 22 до 13%. Однако Потапова эта история ничему не научила. Он публично осудил хамбо-ламу за "разжигание сепаратизма" и пригрозил отдать главу буддистов под суд. А руководителем своего предвыборного штаба назначил Лидию Нимаеву. Один независимый телеканал за чрезмерное внимание, которое он уделял "Атласу тибетской медицины", был закрыт. В газетах сейчас печатаются письма трудящихся и творческой интеллигенции, осуждающие подрывные действия хамбо-ламы и выражающие поддержку прогрессивного курса президента.
А народ тем временем выбирает себе нового президента — который не будет его бить.
ПОСЛЕ ТОГО КАК ПРЕЗИДЕНТ ПОТАПОВ ПРИКАЗАЛ ИЗБИТЬ БУДДИСТОВ, НА ЕГО ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЕ МОЖНО ПОСТАВИТЬ КРЕСТ
МВД РОССИИ НЕ МОГЛО ПРИЗНАТЬ, ЧТО БУДДИСТОВ ИЗБИЛИ НЕЗАКОННО. ВЕДЬ ВЫВОЗА АТЛАСА В США ДОБИВАЛОСЬ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
Сцены из буддийской жизни
Далай-лама приезжал в Бурятию в 1991 году на праздник 250-летия официального признания буддизма в России. Во время его визита верующие делали обильные пожертвования, которые далай-лама оставил бурятской общине на восстановление дацанов (буддийских храмов). Сейчас в Бурятии действуют 28 дацанов, но большая часть их представляет собой простые избы с небольшой надстройкой. На восстановление громадных дореволюционных дацанов денег по-прежнему нет.
Далай-лама больше никогда не поддерживал бурятских буддистов материально. Отчасти это связано с тем, что Бурятия всегда была далекой буддийской окраиной. В иерархии буддистов бурятская община подчинена монгольской, а та, в свою очередь,— Тибету (то есть далай-ламе). После 1991 года далай-лама прислал в каждый дацан своего тибетского представителя для обучения бурятов "настоящему буддизму". В остальном российские буддисты обходятся своими силами.
Лидер буддийского мира дистанцировался от бурятской общины еще и потому, что в ней происходит много конфликтов. В 1991 году умер старый пандито хамбо-лама (руководитель общины), сидевший в лагерях при коммунистах. Вместо него выбрали относительно молодого хамбо-ламу, но тот оказался алкоголиком. Через год его сняли и избрали нового. Этот хамбо-лама не пил, но больше времени занимался челночной торговлей, чем духовной практикой. Поэтому тоже был уволен.
В 1995 году был выбран нынешний хамбо-лама Дамба Аюшеев, который занялся укреплением буддизма. Однако вскоре буддийская община Бурятии раскололась. В прошлом году в отсутствие Аюшеева была предпринята попытка снять его с должности. Ряд буддистов обвинили его в "тоталитарных методах управления и самовольном распоряжении средствами общины". Светские власти поддержали противников Аюшеева. В пропрезидентской прессе появились публикации, направленные против Аюшеева. Но большинство верующих не поддержали мятежников, и в итоге Аюшеев сохранил власть.